Искусство петровского времени

Живопись XVIII в.
В мире изобразительного искусства утверждение светских начал произошло на редкость мирно и органично, не вызвав того ожесточенного сопротивления, которое встретили другие начинания Петра.
Вместо условных приемов иконописи в практику вошли законы правдивого изображения видимого мира. Искусство начала XVIII в. стремилось говорить на общеевропейском изобразительном языке. Искусство становится светским и общегосударственным делом.
В русской живописи XVIII в. наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны или "персоны". Примером тому может служить "Портрет Я.Ф. Тургенева" работы неизвестного художника XVIII в. Постепенно освобождаясь от традиций парсуны и схематизма иконописной манеры, портрет начинает все глубже передавать внутреннее содержание человека.
В первой четверти XVIII в. широко практиковалось пенсионерство (обучение за границей). Среди художников-пенсионеров наиболее известны И. Никитин и А. Матвеев. В творчестве И. Никитина наиболее значителен "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг.) с большим реалистическим мастерством запечатлевший образ современника.
О таланте и мастерстве художника говорят также портреты Г.И. Головкина, Г.С. Строганова. Искусство Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины XVIII в. Никому из его современников не удалось достичь такого глубинного проникновения в существо человеческой психологии, такого высокого профессионального мастерства.
Творчество А.Матвеева - также убедительный пример успехов русской портретной живописи. В картине "Автопортрет с женой" (1729 г.) художнику удалось тонко передать красоту и чистоту чувств юной пары.
Мастера изобразительного искусства хотят понять и верно показать строение тела, выражение лица, особенности темперамента портретируемого. Вводится техника масляной живописи, в искусстве культивируется станковая картина, монументальная роспись в виде панно и плафонов, а также миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности: парадный, камерный, костюмированный, двойной, парный. Осваиваются аллегорические и мифологические сюжеты, все это говорит о возникновении живописи нового типа. Наиболее распространенными были парадный и камерный портреты.
Для парадного портрета характерны приподнятость (даже пафос), пышность, подчеркнутое величие. Огромна роль аксессуаров; передается не только характер, но и социальное положение портретируемого. Парадный портрет, как правило, довольно плоскостен, часто вводится пейзажный задник. Крупнейшие художники- портретисты середины и второй половины XVIII в. И.Я. Вишняков (портреты Фермор), А.П. Антропов (портреты А.М. Измайловой, статс-дамы при дворе Елизаветы Петровны и Петра II), И.П. Аргунов ("Портрет неизвестной крестьянки").
Значительных успехов достигнет гравюра. Примером связи искусства с жизнью России тех лет служат гравюры, самый распространенный, быстрее всего откликавшийся на происходившие события вид искусства. Они представлены оформлением и иллюстрацией книг и самостоятельными, почти станковыми листами. В гравюрах преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Петр I вызвал в Россию граверов, преимущественно из Голландии. В их числе были А. Шхонебек (или Схонебек) и сопровождавший Петра в походах П. Пикарт.
Крупнейшим русским гравером XVIII в. был А.Ф. Зубов, использовавший в основном смешанную технику - офорт с резцом. Для художника характерно стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть возможно более точным. Владея мастерством линейного перспективного построения, он достоверно передавал особенности зданий и садов, умел развернуть глубокую и широкую панораму Васильевского острова и северных окраин Петербурга позади нарядного здания дворца Меншикова в "Гангутском триумфе". Самая известная работа А. Зубова "Панорама Петербурга" (1716 г.) необычна по сложности и величине (восемь объединенных вместе листов).
Старший брат художника - И.Ф. Зубов - работал в Москве. Лучшая из его гравюр - "Вид Измайлова". Главным центром гравирования сначала была Оружейная палата, а с 1711 г. - Санкт-Петербургская типография. Именно в ней работал А. Зубов. Известными графиками XVIII в. были А. Ростовцев ("Сюита фейерверков"), М. Махаев, автор большого числа видов Москвы, Петербурга, пригородов.
В художественной культуре втор. пол. XVIII в. велика значимость исторической живописи, бытового жанра, пейзажа, портрета. Портрет - вершина русского искусства этого времени. С точки зрения типологии портрета, продолжаются две линии: парадная и камерная. Камерный портрет - наиболее значителен и перспективен. Главное для него физиономическая характеристика.
Крупнейшие портретисты этого времени - Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Они внимательно и заинтересованно передают внешность модели. В лучших вещах сходство внешнее дополняется уловленными чертами характера. Портреты Ф. Рокотова "Портрет поэта В.И. Майкова", «Портрет А.П. Струйской", - отмечены интересом к внутреннему миру человека, колористическим богатством живописи, такой человеческой и лирической глубиной, которая до него не была свойственна русской портретной живописи.
Блеском живописного мастерства и полнотой жизненных характеристик отмечаются работы Д.Г. Левицкого, создателя парадного портрета ("Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова" (1769 г.), "Портрет Екатерины IIзаконодательницы" (1778 г.). Левицкий является и мастером камерного портрета ("Портрет М.А. Дьяковой" (1778 г.). К высшим достижениям мастера принадлежат семь портретов "Смольнянок" (1772-76 гг.). Искусство В.Л. Боровиковского тесно связано с эстетикой сентиментализма, когда "чувствительность" стала модной ("Портрет М.И. Лопухиной" (1797 г.), "Портрет Е.Н. Арсеньевой (втор. пол. 1790-х).
В искусстве XVIII в. приобретает самостоятельность изображение природы. Пейзаж развивается как отдельный жанр, видными мастерами которого были С. Щедрин, М. Иванов, Ф. Алексеев. Двое первых часто изображали окрестности Царского Села, Павловска, Гатчины, передавали впечатления путешествий по Италии, Швейцарии, Испании. Русским столицам, Петербургу и Москве, посвятил много произведений Ф. Алексеев, который учился в Императорской Академии художеств, а затем совершенствовался в Венеции. "Вид Дворцовой набережной и Петропавловской крепости " - одна из самых известных его картин, которая передает просторы невских берегов, разнообразную игру света на воде, строгую красоту дворцов классической архитектуры.
Вопрос о создании Академии Художеств возник еще при Петре I. Она была основана по проекту графа И.И. Шувалова и 6 (17 ноября) 1757 г. открыта. Но после воцарения Екатерины II датой её основания указано было считать 1764 г., чтобы честь открытия принадлежала императрице.
В живописи того времени, прежде всего, развиваются те разделы, в которых была потребность. К первым причислялись портреты, под вторыми подразумевали различные произведения: баталии, мифологически- аллегорические композиции, декоративные панно, религиозные изображения. В первой половине XVIII в. лишь начинает складываться понятие жанрового многообразия. Историческая живопись тоже делала свои первые шаги, прославляя величие свершавшегося. Как отдельный жанр историческая живопись утвердилась в России около 1750-х гг. и была связана с творческой практикой Академии художеств.
Выше всего в Академии ставился исторический жанр (изображение событий, связанных с историей, сюжетов из легенд, христианской и античной мифология), основоположником которого был А.П. Лосенко. Значение творчества А.Лосенко в том, что он впервые обращается к сюжетам из русской истории, устанавливая ее равноправие с общезначимой историей античного мира ("Владимир и Рогнеда" (1770 г.)).
Проникновенное, поэтичное, совершенное по живописи искусство XVIII в. отражало гуманистические идеалы просветительства с его высоким представлением о духовной ценности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: