Значение греческой мифологии трудно переоценить. Начиная с VIII века до н.э. она была основой греческого, затем римского, а в Новое время, начиная с эпохи Возрождения, европейского искусства, которое видело в греческой мифологии прежде всего лабораторию сюжетов. Однако греческая мифология имеет и самостоятельное эстетическое значение. Она запечатлела ужас и красоту хтонического периода, борьбу новых и старых поколений, пластическую красоту, гармонию и порядок олимпийского мира. Греческая мифология создала этический и эстетический идеал Героя, могучего и прекрасного, мудрого и доброго, совершающего подвиги во имя справедливости, открывающего новые земли, создающего основы государственности, — Героя, не уступающего богам.
Каждая эпоха (Возрождение, XVII-XVIII, XX века) по-новому осмысливала и интерпретировала знакомые мифологические сюжеты, создавая на их основе драматургические произведения (трагедии Расина, драмы О’Нила, Сартра) и философские концепции (трактаты Вико, Ницше, Фрейда, Камю). Поэтические произведения, романы, стихи и поэмы, написанные на мифологические сюжеты, начиная с эпохи Возрождения, есть практически у всех поэтов, например, у Данте, Боккаччо, поэтов Плеяды, Шекспира, Гете, французских символистов, парнасцев, русских поэтов Золотого и Серебряного веков. Таким образом, греческая мифология в Новое время становится общечеловеческим культурным достоянием.
ЛИТЕРАТУРА
1 Джеймсон М. Г. Мифология древней Греции / / Мифология древнего мира. М., 1977. С. 233-283.
2. Женщина в мифах и легендах. Ташкент, 1992.
3. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний М., 1994.
4. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. М., Санкт.-Петер., 2005.
5. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
6. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1
7. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.
8.Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 21-186.
8. Надь Грегори Греческая мифология и поэтика. М.., 1990.
10 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Поли, собр. соч. Т. 1. М., 1912.
11. Радциг С. И. Античная мифология. М., 1963.
12. Словарь античности. М., 1989.
13 Торшилов Д.О. Античная мифография: Мифы и единство действия. 1999.
12. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К концу VII — началу VI века до н.э. относятся сборники гимнов, называемые гомеровскими, хотя к Гомеру они никакого отношения не имели. Гимны, как правило, посвящались известному эпизоду в биографии греческих богов и предназначались для исполнения на празднике в честь бога или в его храме. Для гимнов характерны красочность описания и увлекательность сюжета, кроме того, они великолепно иллюстрируют еще одну функцию, столь характерную для мифологии Греции – развлекательную. Вообще теогонические мифы наряду с рассказами и великих войнах и подвигах богов полны совершенно иных историй, – в них олимпийцы уподоблены людям и лишены ореола божественности. Они испытывают любовь и ревность (чего стоят одни только любовные приключения Зевса и его ссоры с Герой!), совершают неблаговидные поступки (бесконечные споры богов и богинь с последующей местью), а порой достойны лишь сострадания (например, история обманутого мужа Гефеста). Все эти рассказы призваны рассмешить слушателя, создать у него хорошее настроение, но они ни в коей мере не оказывают влияния на культовую часть жизни людей. Доказательством этого предположения может служить то, что такого рода истории можно встретить практически во всех мифологических системах: например, глава индийского ведийского пантеона бог Индра иногда попадает в щекотливые ситуации: однажды, напившись галлюциногенного напитка сомы, он разбивает колесницу богини зари и испытывает стыд, а скандинавский Тор, толстяк и здоровяк, переодевшись невестой, отправляется к великану за украденным молотом и т.д. Ниже приводится один из самых известных гимнов — «К Гермесу», который помимо рассказа о рождении Гермеса и объяснения перераспределения функций Аполлона и Гермеса, как нельзя лучше иллюстрирует развлекательную функцию мифа.