Раздел 3й. Нравственный закон как условия нравственности

Тема: О нравственном законе.

Что бы человек смог достигнуть конечной цели, он должен находиться в правильном отношении к своему назначению. В свою очередь порядок не мыслим без закона. Следовательно, в нравственной области имеет место закон, который дает указания, как человек должен жить, что бы достигнуть своего назначения. Всякий настоящий закон должен обладать двумя свойствами:

1) Всеобщностью

2) Необходимостью.

И нравственный закон обладает этими свойствами.

Он является всеобщим, так как тот же самый закон, который слышит в своей совести, и слышат и все остальные люди.

Нравственный закон необходим, так как представляет собой обязательное непременное требование по отношению к человеку, который хочет достигнуть своей цели. Нет другого пути кроме пути исполнения закона.

В этом смысле нравственный закон не отличается от физического закона.

Физический закон он безусловный, тогда как нравственный обусловленный выбором человека. Но выбор человека не отменяет действия нравственного закона (если человек выбирает путь беззакония). Он состоит из двух составляющих:

1) Естественный (присущ с рождения. Совесть) ап. Павел говорит об этом законе.

2) Откровенный сверхъестественный закон.

Естественный нравственный закон.

По учению святого апостола Павла «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них в сердцах написано, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» Рим.2гл.14 – 15стих.

можно выделить:

1) Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием людей.

2) закон разума это закон ориентирующий знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязующую силу.

3) Все люди ответственные за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущие возмездия.

Святой Афанасий Великий говорит об оправдании древних праведников через естественный закон, а свят. Григорий Богослов пишет: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона, и даже прежде них дал не писанный, естественный закон, следящий за исполнением того что следовало бы исполнять».

Святоотеческая традиция рассматривает естественный нравственный закон как универсальную основу нравственной жизни человека и общества. Содержание естественного закона совпадает с основными понятиями сознания каждого народа.

Совесть.

Свят. Игнатий Брянчанинов «совесть это чувство духа человеческого, тонкое светлое отличающее добро от зла».

Само слово совесть происходит от слова ведать, то есть совединие. Самоназвание совести говорит о том, что в ней есть элемент познания, которое соотносится с нашим чувством и влияет на нашу волю, совесть «некий голос» возникающий из сочетания всех трех способностей человека ум, воля, чувства.

Функции совести.

Законодатель:

учит, как поступать (свойство авторитет).

Искаженное состояние:

1) Не ведущая

2) Колеблющая

3) погрешающая

Показывает нравственные законы, по которых необходимо действовать человеку, что требует от него воля Божья. Если она не ведает воли Божьей то, следовательно, она колеблется, и под влиянием эгоизма совесть погрешает.

Свидетель, Судья:

одобряет или осуждает (свойство достоинство)

Искаженное состояние:

1) немощная

2) не сознательная

3) ожесточенная

Сознает, как человек обошелся с предписанным ею законом, определяет прав человек или виноват. У грешника происходит постоянное расхищение ума, и он не способен замечать внутренних расположений, сопровождающих совершение поступка.

Мздовоздаятель:

Награждает или наказывает (свойство свобода)

Искаженное состояние:

1) Мнительное

2) Усыпленное

3) Лицемерное

4) Сожжённое

Воздаяние за грехи: скорбь, туга, досада, уныние, укоры совести.

Награждает: мир душевный, спокойствие внутренне, доброе расположение.

Духовное сердце это и есть наш внутренний человек, по мнению святых отцов.

Совесть человека очищает только кровь Христова по ап.Павлу. В не церкви вне таинств человек не может восстановить свою совесть.

Совесть есть отдельная сила человеческого духа.

Так как совесть ест естественный голос, слышимый в самой природе человека то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души, в зависимости от её нравственного развития (образование, образа жизни, духовного развития).

Совесть так глубоко внедрена в природу человека, что ни кто не может освободиться от ее действий.

Тема: Откровенный нравственный закон, ветхозаветный и евангельский.

Потребность в откровенном законе (ОЗ) обнаружилась в особенности после грехопадения. Когда притупилось и извратилось нравственное чувство и сознание апостол Павел говорит что: «закон дан по причине преступлений» (Гал.3:19)

Три функции преступления:

1) Для уяснения людям воли Божьей

2) Для раскрытия им своего собственного испорченного состояния. Ап. Павел называет закон «Дето водителем ко Христу»

3) Воспитательное значение. Закон должен дисциплинировать человека.

И В.З и Н.З это закон Любви.

Закон В. Заветный. Содержание ВЗ закона объемлет всю жизнь человека и все его отношения, предписания этого закона простирается до самых мелких деталей и направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни. Этого требовало воспитательная задача, что бы через внешние действия привести человека к внутреннему деланию, по этому, закон выражен в основном в форме запрещения. Вследствие преобладания юридического характера, этот закон не отличается строго от обрядового и гражданского. Апостол Павел называет ВЗ закон законом рабства Гал.5:1. И Павел говорит что ВЗ неспособен дать новое сердце человеку и спасти его, также не могли искупить грехов и приносимые жертвы, ап.Павел в евр.(10:4) «ибо не возможно, что бы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».

Но при этом ап.Павел говорит что закон свят и его заповеди тоже святы, праведны и благи (Рим.7:12) «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». За строгостью закона открывается благость и милость Божья. Через закон Бог ведет человека к благодати и избавлению. Весь обрядовый Моисеев закон, хотя сильно держал в оковах человека своей чувственной стороной, но имел символическое значение, то есть посредством видимых предметов хотел выявить невидимое и духовное.

Евангельский нравственный закон.

В тетради смотреть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: