Раздел 4й. о Нравственном действии

Тема: Понятие о нравственном вменении.

Из свободы воли человека, непосредственно следует, ответственность

Частные правила вменения.

1) Первое ли это преступление или закон часто нарушается этим человеком.

2) Планировалось оно или совершено не обдуманно.

3) Состояния аффекта (большое душевное волнение, порыв, резкая короткая вспышка, то, что лишает человека сознательного состояния).

4) Обстоятельства жизни (крайняя нужда, большое горе, страх).

5) Не был ли человек соблазнён на преступление (деньги, власть, соблазн).

6) Нам вменяются не только совершенные действия, но и их последствия, за преступления детей также вменяются их родителям, они отвечают тоже за это.

7) Признание преступников преступления (раскаяние).

Основным правилом вменения, является то, что нам вменяется только совершенное сознательно и свободно.

Тема: Адиафоры.

Адиафоры называются – нравственно безразличные действия, которые согласно католическому нравственному богословию (учение католической церкви), в законе ясно не заповеданы и не запрещены, то есть они не подходят прямо не под категорию добра ни под категорию зла, нейтральные действия.

Область адифор есть область тех действий и состояний, которым человек предаётся во время отдыха в свободное время. Это – хобби, спорт, прогулки и т.д. Это некая обманка, ложность этого учения то, что могут быть некие нейтральные состояния. Православное нравственное богословие противопоставляет адиафорам духовное бодрствование, которое должно быть постоянным. Чем бы человек ни занимался, это всегда откладывает отпечаток на его внутреннее духовное устроение.

Ап. Павел 1Кор. 10:31 «Едите, ли пьете ли, все делайте во славу Божью».

Тема: Коллизия обязанностей.

Коллизия- с лат. Столкновение, отсюда слово Коллизией.

Долг каждого христианина один. Путём исполнения этих обязанностей, каждый исполняет свой долг, а вместе с тем и нравственный закон. Наша задача состоит в том, чтобы расположить гармонично и своевременно свои обязанности. Обязанности должны иметь свое время и не должны сталкивается.

Христианин должен заботится, о предупреждении коллизий, в особенностях тех которых мы сами виноваты. Для избежание коллизий надо целесообразно разделять свое время также надо следить, чтобы ложную коллизию не принять за действительную.

Правила разрешения коллизий:

1) Предметы и обязанности высшего свойства, нужно предпочитать обязанностям низшего свойства. По святости той обязанности, которые нам предоставляются.

2) Широкие обязанности нужно предпочитать узким обязанностям. Узкое когда личное, широкое, когда ближнему.

3) Столкновение высоты обязанностей её святости с шириной требований нашего долга.

Святые отцы: «когда человек водимый Духом Святым некогда не попадет в глупое положение».

Тема: Евангельские советы.

Католики говорят что, это сверх должные совершенства.

Опровержение католического учения о сверх должных совершенствах (евангельских советах) заключается в заповеди о любви, которая, по сути, венчает весь закон (пример о богатом юноше. Это то что выходит за приделы долга. Если мы любим Бога от всей души, всего сердца, всего помышления то, отсюда следует, всё что мы не совершили доброго, будет только исполнением любви, а любовь не может быть советом, который предоставлен изволению человека, любовь это общая христианская заповедь.

Тема: О позволенном.

Вопрос о позволенном, тесно связан с адиафорами. Область позволенного это есть, прежде всего, область тех эстетических действий (танцы, театр и т.д.) которые некоторые считают нравственно греховные, другие их считают безразличными, иные считают позволенными, так как они на прямую не запрещены в Священном Писании 1Кор.6:12, и 10:23. Позволительным для нас то, что полезно и то, что назидает. Не возможно все поступки объединить в понятие позволенного.

Тема: Главное начало христианской нравственности.

1)Свобода человека – эвдемонизм, гедонизм, улитаризм (польза, выгода). Вольтер, Дидро.

2) В основе нравственности лежит закон. По канту, сущность нравственности заключается в форме общего законодательства, но не в содержании.

Учение Канта: Сущность нравственности выражается в формализме и переходит в деспотизм, так как закон не указывает ни какова основания для своих поведений, и совершенно пренебрегает добровольным согласием человека с законом.

Эта мысль находит свое продолжение в заподном богословском нравоучении и более резко её выразил Дунст Скотт и его последователи: «Бог не потому хочет добра, что добро само по себе добро, а наоборот добро потому добро, что его хочет Бог. Если бы Бог назвал добро противоположное, то и мы бы вынуждены были признать его добро. В данном случае божественная воля представляется безосновательным произволом, и относится она насильственно к воле человека». Эта мысль противоречит евангельскому духу.

Главное условие нравственности, когда человек совершает свои поступки СВОБОДНО и СОЗНАТЕЛЬНО.

Человек не может быть главным критерием нравственности в силу своей искаженной природы.

Любовь евангельская есть главным началом христианской нравственности.

«Если бы когда ни будь, будут утеряны все евангелия, то люди должны были бы по нашим лица прочитать это Евангелие».

Важными составляющими истиной нравственной любви есть самопожертвование и бого уподобление. Само повеление любить врагов уже заключает в себе самопожертвование. Смысл заповеди заключается в намерении добром победить зло и ненавидящих нас сделать любящими.

Основание любви и её источник заключается в сродстве человеческой природы. При всех индивидуальных различиях между людьми существует тесная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В силу этой связи все люди составляют одно тело по ап.Павлу, или Зенон всё человечество это один город. Подобие составляет условие между существами.

Всё в совокупности человечество, есть подобие своего Творца и в силу этого подобия побуждается к любви к Богу. В силу этого Бог приобретает несомненный и самый главный Приоритет. Жажда к Богу – Авраам J. Истинная любовь запечатлена взаимностью.

Тема: Иисус Христос как образец нравственной жизни.

Для нравственной жизни человека недостаточно одного знания нравственного закона. Знание, как бы оно обширно не было, не может обладать такой силой, чтобы заставить нашу волю действовать.

По силе влияния на человека ничто не может сравниться с примером. Живой пример увлекает не ум только, но и сердце. Поэтому, кроме закона добродетельной жизни, необходим живой образец и пример нравственной совершенной жизни.

Мы имеем такой образец в Боге, почему и сказано: “будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный” (Мф. 5:48). Но людям нужен еще такой образец, в котором осуществлены нравственные требования и нравственный идеал среди таких же условий, в каких они поставлены в земной жизни. Христианство и указывает нам такой образец в лице Спасителя. В Нем мы имеем безграничный, беспредельный и вечный идеал нравственной жизни, объемлющий все времена и всех людей во всех отношениях.

Иисус Христос не только возвестил людям возвышенное нравственное учение, но и Воплотил его в Своей жизни. “Он был силен словом и делом пред Богом и всеми людьми” (Лк. 8:49; 24:19).

Поэтому нравственное христианское учение не пустое и мечтательное произведение фантазии, не отвлеченная моральная система, а воплощение Живого Нравственного Идеала, Который жил среди людей чисто человеческой жизнью, был во всем нам подобен, кроме греха (Геттингер. Апология христианства. СПб., 1872, стр. 277-278).

Наша нравственная задача состоит именно в приближении к этому конкретному чисто человеческому Первообразу человеческой жизни, Который при всей своей недоступной высоте — близок и дорог нам.

Какие же человеческие черты Личности Иисуса Христа?

Нравственный образ Спасителя неисчерпаем в человеческом изображении. Полный образ Его и во всей неизреченной славе непосильно изобразить ни словом человека, ни языком ангела. Но это обстоятельство отнюдь не исключает благоговейных попыток к таким изображениям. Вот почему мы, благоговейно преклоняясь пред Божественной Личностью Спасителя, не берем на себя непосильной задачи представить целостный образ Его. Для нашей цели совершенно достаточно отметить только некоторые существенные черты в Личности Иисуса Христа.

Такими чертами является Высочайшая Нравственная Свобода и Совершенная Любовь (проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного Богословия, т. I, ч. I; стр. 420-421).

1) Высочайшая нравственная свобода или свобода от греха ясно засвидетельствована в Священном Писании: “Он не сделал никакого греха и не было лести во устах Его,” — говорит апостол Петр (1 Петр. 2:22). “Согрешил я, предав кровь неповинную,” -сознается Иуда Предатель (Мф. 27:43). “Я не нахожу никакой вины в этом человеке” (Лк. 23:4), — заявляет Пилат. “Кто из вас обличит Меня во грехе?” — спрашивает Спаситель фарисеев (Ин. 8:26), обращаясь к ним с требованием, чтобы, если могут, обвинили его во грехе, и не получает ответа (ср.: прот. Стеллецкий. Цит. соч., стр. 423).

2) Вторая основная черта характера Спасителя — это Его Беспредельная Любовь к Богу и Людям. Существенное свойство любви — это желание быть в общении с тем, кого любят, желание благоугождения ему и готовность пожертвовать для него всем.

Этими именно чертами отличается любовь Спасителя прежде всего к Богу. По своей человеческой природе Спаситель постоянно ищет общения с Отцом Небесным силою молитвы к Нему. Евангелисты замечают, что иногда Спаситель целые ночи проводил в молитве к Богу. Могущество молитвы Спасителя было так велико, что ею Он отверзал небо, как бы уничтожая границы между миром горним и дольним: На Иордане, когда Он выходил из воды и молился, небо отверзлось и слышен был голос с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). На Фаворе, когда Он молился; случилось чудо Преображения (Лк. 9:29).

В саду Гефсиманском, когда Он тосковал и молился, Ангел укреплял Его и служил Ему (Мк. 26:32-39; Лк. 23:41). В молитве Он вступал в общение с Отцом Небесным и в этом общении находил укрепление и восполнение сил. Столь же сильное было в Спасителе желание благоугождения Отцу Небесному. “Моя пища, -говорил Господь, — есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Ин. 4:34).

Наконец, любовь к Отцу Небесному сказалась и в величии жертвы Спасителя. Вся жизнь Его на земле была бесконечной жертвой. В самые тяжелые минуты страданий на кресте мысль Спасителя была обращена к Богу и, умирая, Он спокойно предает в Его руки Свою душу.

Какими чертами отличается любовь Спасителя к людям? ЛЮБОВЬ Господа Иисуса Христа к людям была беспредельна. Она собирает около Него учеников. С терпением Он переносит их слабости. Она обращается к страждущим и обремененным, грешным мытарям, фарисеям и ко всем, кто находится в презрении и уничижении, и простирается даже до человека, который готов предать Его.

Далее, любовь Иисуса Христа в высшей степени Благожелательна. Он плачет с плачущими, радуется с радующимися, состраждет с страхующими, дает зрение слепым, слух — глухим, очищает прокаженных, изгоняет бесов, воскрешает мертвых и т.д. Жизнь Его была непрерывным благотворением. “Он ходил, благотворя и исцеляя всех,” — свидетельствует о Нем ап. Петр (Деян. 10:38).

Наконец, любовь Иисуса Христа была Всеобъемлюща. Он пришел положить душу Свою за весь род человеческий и потому не делал никакого различия между иудеем и язычником, рабом и свободным. Хотя народ не принял Его, однако Христос с терпением переносил его предрассудки ожесточения и проповедовал (благовествовал) Царствие Божие прежде всего “погибшим овцам дома Израилева” (Мк. 15:24).

Господь Иисус Христос Своей жизнью дал нам пример и образ для подражания.

Сам Спаситель указал о необходимости подражать Ему: “Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин. 13:15). “Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Петр 2:21). “Кто говорит, что пребывает в Нем (Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:6).

В чем же должно состоять конкретное наше подражание или последование Христу?

Под подражанием Спасителю следует понимать постепенное созидание в себе тех же внутренних свойств, которыми в недосягаемом для нас совершенстве обладал Спаситель мира (проф. прот. И. Янышев. Учение о нравственности. 2-е изд. СПб., 1906, стр. 302).

Подражание Иисусу Христу должно состоять в последовании общему духу и характеру Его нравственной жизни; Его безграничной любви и милосердия, проникавшим все Его отношения к людям, Его мужеству и исповедании веры и долготерпению во время страданий, Его покорности, послушанию и всецелой преданности воле Бога Отца, Его ревности о славе Божией, Его непрестанному молитвенному общению с Отцом, Его глубокому смирению и изумительной кротости, терпению и великодушию, Его величайшему самоотвержению и полнейшей нестяжательности, Его высочайшей святости и чистоте жизни, чуждой всякого греха и, напротив, полной возвышеннейших стремлений духа, постепенно возраставшего в премудрости, благодати и любви у Бога и человеков.

Кроме усвоения себе нравственного направления жизни Христовой и подражания Его примеру, христианин должен приобщаться самого действительного содержания Его богочеловеческой жизни, почерпать полноту жизни, благодатные силы из Его жизни — жить Христовой жизнью. Это требование ясно выражено Господом Иисусом Христом словами: “Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и Вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода: ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:4-5). Из этих слов видно, что Господь Иисус Христос есть для нас, христиан, не только Учитель, но и Источник нравственной жизни. Со своей стороны, внутреннее глубокое единство и общение любви со Христом положительно невозможно без усвоения духа Христовой жизни (свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому нравоучению. Изд. 2-е. СПб., 1914, стр. 72-74; проф. прот. И.Л. Янышев. Православное христианское учение о нравственности. 2-е изд. СПб. 1906, §49, стр. 301-308; С. Зарин. Аскетизм, гл. 1, кн. 2-я, стр. 46-47, 67; проф. М.Олесницкий. Нравственное богословие, §§ 27, 28; В. Тихвинский. Подражание (уподобление) Христу Спасителю как закон христианской нравственной жизни. Сборник: “Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА (1911 г.). Киев, 1912, вып. 9, стр. 1-46).

Тема: Добродетели и её свойства.

Добродетель – это свободное сознательное, искреннее и постоянное исполнение нравственного закона. Деятельное стремление христианина, все свои мысли, желания, действия, сообразовывать с нравственным законом Божиим, по духу учения и примеру жизни Иисуса Христа.

Свойства добродетели заключается в том, что она одна и нераздельна, потому что Законодатель один. «Сохранивший весь закон и водном в чем ни будь согрешивший, виновен против всего закона» (Иак. 2гл.10ст.)

Одна по существу добродетель имеет разные виды:

1) Основополагающая главная добродетель (богословские добродетели)

Вера, Надежда, Любовь. И от них происходят и развиваются все остальные добродетели.

Проявление добродетели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: