Раздел 2й. Святоотеческая антропология

Тема: Понятие о личности.

Климент Великий: «Человек это тот, кто познал сам себя. Чем больше человек задавал вопросов о самом себе, тем больше рождалось ответов, которые открывали ещё больше вопросов».

Личность - это бытие, которая качественно отличает человека от иных форм существования.

Указание на личность есть в Священном Писании.

Личность это тайна, которой по благодати Господь наделил каждого человека. Это то, что не заметно для нашего взгляда, это то, что не выразимо, это наше человеческое «я». Всякое стремление, свести личность к какому либо свойству, только ограничивает её, человеческое «я» не к чему, не сводится. Разум, способность к творческой деятельности, чувствования, волевая организация и телесность это все есть свойства природы человека, а не его личности.

Вывод: Человек не перестает быть личностью, даже когда не обладает разумом и другими силами души и тела. Образом Божьим не перестает быть не психически больной, не младенец в утробе матери, который является личностью с момента зачатия. Именно потому, что человек не сводится только к свойствам природы, ложно утверждать, что человека нет, если один из качеств его бытия отсутствует или не проявляется.

Личностное существование отличает от других форм бытия две особенности:

1) Самосознание – это ощущение личного присутствия в мире. Это уверенность в том что «я» есть и должен быть.

Их два вида:

а) естественное самосознание,

б) религиозное самосознание (не я живу, но живет во мне Христос).

2) Иннаковость – «я» как личность представляю собой особое бытие, обладающее особым характером, а также неповторимым индивидуальными характеристиками, которые отличают меня от всего существующего в не меня и это отличие составляет мою абсолютную инаковость. Инаковость порождает, свой неповторимый личный путь жизни, который не должен, никогда отождествляется с жизнью других людей.

Митрополит Антоний (Блум)

«Когда Бог глядит на нас, Он не видит наших несуществующих добродетелей, или наших несуществующих успехов. Он видит в глубине нашего естества, спрятанный часто мишурой и грязью и потемнением свой собственный образ (нашу личность) сияющий как свет во тьме и вот этому мы должны научиться. Мы должны научиться глядеть на противника, на врага, и забыть, что он враг, что он противник и видеть в нем образ Божий, икону. Икону, поврежденную, испорченную, которую узнать еле можно, потому что она так испорчена, так изгажена, её пожалеть ещё больше надо, чем, если бы она была во славе. Икона во славе – да! Мы её почитаем, но икона, которая была попрана, прострелена, затоптана - с каким благоговение мы должны к ней относиться?».

Тема: «Проповедь о царских сыновьях»

«Мы не можем возвыситься над ошибками человека и ценить в нем человека, потому что для нас человек идентичен его ошибке, мы не замечаем, что человек как явление выше ошибки и незаметно отдаляемся от нашего Отца, Царя Небесного и теряем наше царское достоинство, и опускаемся до уровня свинопасов, которые питаются той же пищей что и их стадо».

«Мы знаем скомпрометированных людей, только по греху, который подорвал их репутацию, но Бог, который ведает глубину всякой души, видит в этих людях то, что оправдывает их как Его сыновей. По этому, в глазах Божьих, они никогда не будут приравнены к нулю, даже если мы испишем их нулями с головы до пят».

«Христос знал, что в душе любого человека есть, что то нечто возвышенное и благородное, нечто царское и божественное, что может разгореться как огонь, когда с него сдуют залу. Христос сдувал залу с душ человеческих, а мы её накапливаем, вот в чем разница между нами и Христом. Христос искал в каждом человеке, что то хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, что бы их осудить. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников ещё больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. Но ведь, и мы можем быть подобны Христу. Наберемся мужества и возвысимся над личными антипатиями и предрассудками и станем думать о человеке как о человеке. Пусть грешник отойдет на второй план, будем презирать грех, а не грешников, ведь мы во всем их братья».

Лев Толстой говорил: «Если ты хочешь узнать человека, то не слушай что говорят о нем другие люди, а послушай, что он говорит о других».

Тема: Становление человеческой личности.

Три сферы формирования человеческой личности.

1) Сфера природного существования, то есть все, что окружает человека.

2) Социально культурная сфера жизни, то есть, человек не может развиваться вне общества.

3) Сфера религиозно – церковной жизни, то есть благодатная сфера. Сверхъестественный фактор.

Тема: Святоотеческая антропология состав души человека.

Свт.Феофан Затворник «О трёх силах души»

1. Мыслительная сила(ум)

Воображение,память,образность,рассудочность.

Отрицательность – блуждание,рассеяность мыслей,

Положительность – знание, рвение к науке и.т.д.

2. Желательная (Воля)

Обуславливает совершение, какого либо дела.

Ревность, жажда дела, потребность, желание, выбор, интерес

Отр. Непостоянство, беспорядочность, своенравие желаний, страсти.

Положительные – формирование навыков, правил жизни, нравов, характера, благоразумия.

3. Чувственная сила (Чувства или духовное сердце).

Интуиция, самость, симпатические, эстетические.

Отрицательные проявления – скорбь, досада, антипатия,

страх, депрессия, уныние.

Разумная

 
 


Человек духовный

 
 


раздражительная

Человек душевный

Человек плотской Вождел.

Тема: Телесная природа человека.

Для обозначения телесной природы человека в Священном Писании и святоотеческой литературе используются два термина: «тело» и «плоть». Иногда эти слова употребляются как синонимы, но очень часто, особенно в посланиях ап. Павла, они имеют различный смысл: «тело» – в обозначении внешней физиологической оболочки человека, а «плоть» – в значении тленности и греховных влечений человека (Гал. 5, 19; Рим. 8, 6).

Святоотеческое богословие никогда не отождествляло телесную природу со злом. Господь все сотворил во благо, в том числе и тело человека, но вследствие грехопадения нарушилась гармония человеческого естества, и телесные потребности поработили душевные и теперь душа, образно выражаясь, находится в тесной темнице тела.

Вот что пишет святитель Григорий Богослов: «Не понимаю, как я соединился с телом, и как, будучи образом Божиим, смешался с брением. Это тело, находясь в хорошем состоянии, затевает борьбу, а когда с ним воюют, поражает скорбью. Я и люблю его, как сослужителя, и отвращаюсь от него, как от врага; бегу от него, как от уз, и почитаю его, как сонаследника. Если я решусь истомить его, в таком случае не будет у меня никакого сотрудника в добрых делах, а я знаю, для чего я вызван к бытию, знаю, что я должен восходить к Богу посредством дел. Если, напротив, буду щадить его, как сотрудника, то не знаю, как избегнуть его нападений, и боюсь, как бы мне, обремененному узами, приковывающими к земле, не отпасть от Бога. Тело - это ласковый враг и коварный друг. Чудное соединение и раздвоение! Что за премудрость открывается на мне и что - за великая тайна! Быть может, Богу угодно, чтобы мы, будучи Его частью и, происходя от Него, не вздумали гордиться и превозноситься своим достоинством, и не пренебрегали Творцом, но чтобы, в борьбе и брани с телом, постоянно обращали к Нему взоры и чтобы присоединенная к нам слабость держала в пределах наше достоинство, чтобы мы в одно и то же время и велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны. Так устроен состав наш, и это, по моему разумению, для того, чтобы, если бы мы вздумали гордиться образом Божиим, земное естество смиряло нас».

Очень часто святые отцы тело сравнивали с дикой лошадью, которую необходимо усмирить, умело зануздать, внимательно обхаживать, с целью благополучного путешествия в Царствие вечной благодати.

Тема: Свобода человека.

Робеспьер главный революционер во Франции «Свободно, равенство и братство – лозунг французской революции. Идея, которая имеет свое начало со времен эпохи просвещения. Под лозунгом такой гуманистической идеи, прошла одна из самых коварных этих революций.

Свободолюбивость – стремление к абсолютной свободе, было основой первой революции на небе под предводительством Денницы. Стремление к абсолютной свободе, летя в пропасть, это принцип любой революции, люди как свиньи бегут в пропасть, не понимая что, начало внешней свободы – есть изначально свобода внутренняя.

Лев Николаевич Толстой «Все хотят изменить мир, но никто не хочет изменить себя».

Свобода воли (философская категория) в самом общем смысле означает, способность человека, самостоятельно в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Свобода воли в данном случае влечет за собой моральный выбор, который связан с ответственностью.

Свобода нравственная (как категория этики). Охватывает возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности, свою собственную подлинно человеческую сущность.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр определяет свободу как отсутствие всяких преград и помех.

Он определяет три вида свободы:

1) Физическая свобода (отсутствие материальных препятствий)

2) Интеллектуальная свобода (Выражать свои мысли)

3) Моральная свобода (свобода воли)

Свобода воли с точки зрения нравственного богословия - это способность к нравственному самоопределению личности, которая проявляется через творческую деятельность личности в границах тех возможностей, которые определил Бог.

С самого начала воля Бога предстаёт перед Адамом в двух аспектах:

1) Благословение господствовать над всей землей и всем творением

2) Кажущиеся ограничение свободы, которая содержалась в заповеди не вкушать от дерева познания добра и зла.

Невозможно человеку ответить на злободневный вопрос, если мы будем опираться на внешние факторы. Все ответы завязаны на его внутреннем личностном состоянии.

Согласно нравственному богословию:

1) Метафизическая свобода, характеризуется как возможность самоопределения личности перед лицом добра и зла. Над свободным выбором человека ни кто не властен, ни закон, ни люди, ни демоны, ни даже Бог. Промышляя о человеке, Господь всячески содействует его благому решению.

2) Свобода социальная или внешняя. Возможность реализации личности в окружающем мире. Внешняя свобода распространяется в область различных деятельностей человека. «Все мне позволительно, но не все полезно»

3) Духовная свобода или внутренняя свобода – возможность личности владеть всеми силами своей души. «Всякий делающий грех есть раб греха»

Три вида нравственной свободы:

1) Формальная – свобода детей (до 7ми лет) несознательная.

2) Реальная нравственная свобода – свобода самоопределения в ситуации морального выбора (антагонизм это противоборство).Реальная свобода несет за собой ответственность. Она характеризуется напряжение духовных сил человека. Ум находится в борьбе с помыслами, чувствами, воздействиями. И хочется и колется.

3) Идеальная свобода. Идеально добрая или идеально злая. Свобода идеальных праведников, состоянии, идеальной свободы нравственный выбор теряет свою напряженность.

Для чего человек создан изначально.

Через послушание человек совершенствуется. Ап. Павел «бегущие на ристалищах».

Самоограничение

Само побуждение

Искусство духовной жизни заключается в том, что человек ставит высокие цели и достигает их посредством преступления своего «я» своего собственного эгоизма.

Наличие выбора говорит о нашем искаженном состоянии

Согласно глубинной психологии человек не знает, как поступит в экстремальной ситуации. В данном случае она отводит динамическую роль к бессознательным мотивациям. Генрих Сенкевич «Камо Грядеши».

Противоположности Детерминизма есть Индетерминизм.Это концепция о безусловной свободе личности. Свобода человека выражается в человеческой личности.

Тема: Понятие о нравственном чувстве. Сердце как вместилище душевных чувств по учению Свят. Феофана Затворника.

Душа проявляется в человеке через взаим. Силы и способности человека, и прежде всего через действие силы души.

Умом человек познает окружающий мир и духовный и материальный. Воля вводит человека в реальную практическую связь с этим миром. А чувства проявляется в эмоциональных откликах на различные воздействия этого мира, который влияет на внутреннее переживание человека.

Чувство – ответ нашего «Я» на то, что идет в сознание со вне или из вне. Чувство это общее проявление нашей внутренней жизни. От них зависит качественно разумная направленность человеческих отношений.

Пять основных чувств:

1) Органическая. Сигнализирует сознанию об общем состоянии организма.

2) Умственное чувство. Сопровождает работу интеллекта и свидетельствует о качестве интереса человека к делу.

3) Религиозное чувство. Отношение человека к Богу.

4) Эстетическое чувство. Отношение к проблеме добра и красоты.

5) Нравственное чувство – различает добро и зло. Контролирует и определяет нравственное состояние человека. Проявляется в виде стыда, укоров совести, требований долга, ответственность за свое поведение.

Согласно Феофану Затворника разделяет все чувства:

1) Теоретические чувства. Связанно с интуицией.

2) Практические чувства. То, что зависит от наших действий, поведения, поступков.

А) чувство самости (вектор направлен внутрь нашей личности)

Б) Чувства симпатические (вектор направлен во вне, обращены на личность нашего ближнего)

3) Эстетические чувства. Определяет отношение человека к красоте. (вся сфера культуры)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: