Добрые навыки (привычки). Проявляются во всех смиренных делах. В основании всех добрых дел должно находиться, доброе расположение души. Мало просто не бранить человека, нужно в сердце иметь незлобие. Нельзя ограничиваться внешними делами. Духовный путь начинается с внешнего действия, с побуждения. Все в духовной жизни приобретается с трудом (крест). Путь духовной жизни это несение креста. Произволение, ревность, самоотверженный труд, а благодать Божья очищает, обновляет сердце, вытесняет грех, овладевает силами души и насаждает добро. По мере очищения сердца от страстей, начнут мало по малу, внедрятся противоположные им добрые расположения – добродетель.
3)Доброе дело -
всякое исполнение надлежащим образом заповедей Божиих, при содействии разума и воли, из любви Богу и ближним при помощи Божьей. Высота и чистота непрерывность и постоянство добродетели достигается в христианстве путём усвоения христианина праведности Христовой. Христос есть Альфа и Омега жизни христианина.
Тема: Троякого рода обязанности христианина.
Обязанности христианина к ближнему.
Искренность, милосердие, справедливость.
Виды справедливости:
1) справедливости лояльности. Лои с англ. Закон, следование закону. Низший вид справедливых отношений, самый распространённый в гражданской и государственной жизни. Лояльный человек старается в своей жизни, стоять на точном исполнении законов государственных и гражданских, обязательный для него и для других. Кроме того он исполняет эти законы точно своевременно, исполняет свои договоры и обязательства. Но дальше этих законных норм и пределов, он в смысле уступок и снисхождений не делает ни шагу, и может оказаться сухим, не отзывчивым, и сердечным. Такой человек законов не нарушает, но своё возьмёт и лишнего не уступит, даже если от этого пострадает ближний. Эта справедливость мёртвая.
2) Справедливость корректности. Этот вид справедливости выше предыдущего, и корректным мы называем того человека, который в своих отношениях к окружающим, старается поступать как должно, не только по внешним законам и обычаям но и по совести. Характерные черты: вежливость, отзывчивость, предупредительность. Такой человек охотно отзывается на просьбу. Недостаток этой справедливости это «выгорание». Человек может внешне оставаться корректным и обходительным, а внутренне оставаться черствым и т.д.
3) Справедливость христианского сердца. Главный принцип выражен в Евангелии «Во всем, как хотите, чтобы свами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Апостольское правило говорит: не желай другом того что не желаешь самому себе. Не вноси в жизнь не фальши, не лжи, не обиды, ни какого зла, все люди твои ближние, поступай с ними по совести от сердца, воодушевляясь евангельским законом любви, милосердия, все прощения. Ты желаешь, что бы к тебе относились сердечно – значит, сам открывай свое сердце ближнему. Не будь эгоистом, не считайся своими правами, как это делают лояльные и корректные люди. Но выше всех своих прав ставь благо ближнего, по закону христианской любви. Святые Отцы: «Христианство заключается в том, чтобы быть строгим к себе и снисходительным к другим людям».
Всё что не вписывается в евангельский контекст, все опустошает человеческую жизнь.
Обязанности к самому себе.
Воспитание в себе полноценной духовной личности. Наше истинное христианское «Я». Духовная личность христианина не является некой данностью, которая дается ему с начала, но это нечто искомое, то, что приобретается и вырабатывается личными усилиями христианина. Христианский дух в человеке – это центр средоточие духовной жизни. Он стремится к Богу и к вечности, человек – сущность и вечность. Задача земной жизни человека есть созидание истинного живого духовного, и вечного, «Я». Это и есть добродетель целомудрия. Внутренняя целостность человека ума, воли, чувств. Зрелость человека состоит в том, что, человек умеет различать полезное от вредного, и мнимо полезного для души.
Добродетели, которые приобретаются:
1) Плачь духовный
2) Правдолюбие
3) Смирение
4) Покаяние
Обязанности христианина человека к Богу.
Богопочитание это признание и выражение христианина, в безусловной зависимости от Бога, как высочайшего Владыки и Творца всего и полнейшей преданности Ему как своему Отцу и благодетелю. Богопочитание в первую очередь практика жизни.
Выражается оно внутренним и внешним благочестием. Оба благочестия тесно связано и неотделимо одно от другого. Без духовной стороны богопочитания, это тело без души, такое богопочитане будет без жизненным механическим не имеющим ни какой цены. Внешнее без духовного - это лицемерие и фарисейство. Без внешней стороны богопочитание будет бездейственным и не сможет укрепиться в человеке. Внешние религиозные действия укрепляют внутреннее настроение, «От избытка сердца, говорят уста».
Внешнее благочестие – это внешняя сторона человеческой жизни. Соблюдение постов, посещение богослужения, поклоны, крестное знамение.
Добродетели выражающие внутреннее богопочитание.
Внутренее богопочитание выражается в богословских добродетелях (вера, надежда, любовь).