«Стили в Русском искусстве. Древнерусский стиль». Введение

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ

Контрольная работа № 9 на тему:

«Стили в Русском искусстве. Древнерусский стиль»

Заочник: Загвоздкина Е.М.

Факультет ИЗО

Курс: Основы искусствоведения,

История искусств

Преподаватель: Гумерова Г.З.

МОСКВА

План

Введение

Архитектура древнерусского стиля

Древнерусские зодчие

Живопись. Иконопись

Школы древнерусской иконописи

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Древнерусский стиль, сформировался в период Средневековья (Х-ХVII вв.), неразрывно связан с христианской верой, библейскими образами и сюжетами. Это понятие включает архитектуру, мозаику, фресковую живопись, иконопись, книжную миниатюру, изделия деревянно-прикладного искусства. Своеобразие древнерусского стиля определили формы, заимствованные из Византии и Западной Европе и наполненные русским содержанием, основанные на отечественной культурной традиции. Православная архитектура сыграла роль стилизующего фактора, объединив фрески, иконопись, скульптуру и другие виды искусства в один ансамбль.

Древнерусский стиль складывается из отдельных региональных школ, создавших собственные стили.

В период феодальной раздробленности ХII – ХIVвв. в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи выделялся владимиро-суздальский стиль. Иконы Владимира и Суздаля, как и местные храмы, величественны, торжественны, нарядны, фигуры и лики святых полны достоинства, серьезности и мощи. Новгородская школа характеризовалась полнокровностью и лаконизмом, псковская была несколько сурова, а иконопись отличалась особым героизмом и духовной силой, потому что псковичам приходилось часто защищать город от нападения врагов. Московская школа архитектуры и живописи удачно сочетала местные и византийские традиции, была празднична и нарядна.

Период подъема русского национального искусства ХVв. условно называют “русским Ренессансом”. Главная его особенность состоит в том, что этот подъем был связан с ростом национального самосознания и укрепления государственности после освобождения от монголо-татарского ига и “собирательства удельных земель” вокруг Москвы.

“Русский Ренессанс” – период самостоятельного творческого мышления русских мастеров. Часть исследователей (М.В.Алпатов, Г.К.Вагнер, Н.А.Демина) ограничивают “русский Ренессанс” эпохой Андрея Рублева, хотя и не отождествляют его с Итальянским и Северным Возрождением ХIV – ХV вв. Вместе с тем, определенные взаимосвязи между итальянским и русским искусством ХV столетия очевидны. Доподлинно известно, что многие итальянские архитекторы и живописцы работали в это время в России.

Д.С. Лихачев и его последователи считали Возрождением в русском искусстве стиль “русское барокко” ХVIIв., послуживший необычайному развитию новых продуктивных идей в архитектуре и живописи, а эпоху Рублева – “Предвозрождением”.

Искусствоведы выделяют термин “русская готика” для обозначения шатрового зодчества Древней Руси. Характерный пример – храм Вознесения в Коломенском под Москвой. В более широком смысле под “русской готикой” понимают различные тенденции, охватившие русское искусство живописи Дионисия с характерной удлиненностью фигур до “готических” построек ХVI – XVIIвв. Особенностью этого стиля на Руси было то, что, в отличие от Западной Европы, он наступил не до, а после эпохи «русского Ренессанса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: