ЖИВОПИСь

Два крупных художника и абсолютных антагониста.

Сложение разных художественных систем, чего не было в Ренессансе. Ситуация в Риме к концу 16 в. не была особо оптимистичной.

Римская и региональные школы развиваются в рамках маньеристической концепции. К концу 16 в. маньеризм проходит пик своего развития. Наиболее значимые произведения создаются не в Риме, включаются неитальянские мастера, и они заканчивают это явление за пределами Италии на рубеже столетий.

В самой Италии церковь после Тридентского собора другое искусство – маньеризм им не подмога. Маньеризм – очень специфическое явление с заостренностью в сторону аристократизма и эротизма.

Хотя Пармиджанино и Россо создавали алтарные композиции вполне.

Новое возникло в диалоге с маньеризмом, в стремлении противопоставить ему новые, иные подходы.

Микеланджело Меризи (прозвище да Караваджо). Прозвище по местечку в Ломбардии, где он родился в 1571 г. и умер трагически в 1610 г. Художник рубежа веков.

Творческий путь делят на три эпизода. Один – время становления, которое, по всей видимости, происходило в Милане, о чем есть свидетельства, в мастерской местного художника Симоне Петерцано. Этот период определяется 88-92 годами. После 92 года. В бегах после Рима – Неаполь и Сицилия. Пытается вернуться в Рим и на обратном пути умирает.

В последующей истории, в т.ч. в ХХ веке привлекал к себе внимание неоднократно – т.к. его жизненный путь был настолько яркий, необычный и драматичный, что разные деятели пытались воссоздать его.

Неоднозначный фильм Джармена. Попытка показать эту личность и контекст.

Не создал собственной школы, не было прямых учеников, но создал мощнейшее направление караваджизм, вылившееся в однозначное движение, которое еще во время его деятельности в Риме, развивалась, расширялась и т.д. до вт. половины 17 в.

Феномен Караваджо можно рассматривать в двух аспектах.

1. Его живописный язык, характерные приемы последовательно проявленными в его работах и сложившихся в Риме в законченную систему. Набор этих приемов и стал тем направлением, повторением которых и занялся караваджизм.

Караваджизм – яркое событие художестввенной ситуации 17 в. за его пределы не вышло – было исчерпано. Ограниченное во времени явление.

2. С др. стороны, Караваджо продемонстрировал принципиально новый худ. Подход, который вышел существенно за рамки приемов. За счет этого его фигура делается более масштабной, а вклад в мировую живопись за счет этоо сохраняет актуальность до сих пор.

Может рассматриваться как настоящий реформатор.

Слова современников – та картина хороша, которая непосредственно отражает действительность, и лишь тот художник хорош, который этой действительностью руководствуется. Караваджо заявлял о полном игнорировании предшественников, неактуальны художественные приемы предшественников. Декларировал отрицание маньеризма с культивированием манеры Ренессанса.

Метод Караваджо – попытка реалистической разработки образа окружающей действительности и передачи картине с сохранением того, что присуще действительности изначально.

Мальчик с корзиной фруктов. Конкретный человек, не принадлежащий к социальной элите, незнатного происхождения, Показан в конкретном возрастном состоянии. К. передает его, максимально выявляя присущие ему особенности, – состояние, возраст, физическую природу. Дополняется это корзиной со зрелыми фруктами, тоже максимально достоверными. Нет сомнения, что это персики, виноград и т.д. и реальные их листья в состоянии настоящей жизни – свежие, завявшие и т.д.

Постановка модели. Осуществлена в интерьере – стоит на фоне какой-то стены, на которую ложатся явственные тени, которые вместе с моделировкой формы, дают конкретное представление о том, что модель изображается с учетом конкретного направленного света, отбрасывающего эту тень.

Отношение к зрителю. У зрителя возникает ощущение непосредственного контакта с моделью, максимальной приближенности модели. Отсутствие преграды – эффект разрушения картинной плоскости.

Почти не было этого в предшествующей ренессансной традиции. Только попытка приблизиться к этому была у художников венецианской школы.

Караваджо связан с венецианской школой очень тесно.

Картины первых лет пребывания в Риме – 93, 95 г. – постоянно присутствующий мотив натюрморта, через который художник явно демонстрирует свое мастерство.

Сюжета у картин нет, нет повествовательной линии, нет признаков портретной формы. (Сами люди выступают как натюрморт).

Сама постановка антипортретна.

Юноша, Укушенный ящерицей. Свидетельство матерства – ваза с водой. Прецедент – нидерландская живопись 15 в. Венецианская живопись 15-16 вв. Это и правда венецианская традиция.

Милан – регион, испытывавший сильное влияние Венеции.

Первые работы Караваджо – демонстративное противопоставление живописной традиции.

Переключение внимания с сюжета на саму натуру. В одном случае юноша держит картину и ничего не совершает, а во втором вводит эмоциональный аспект. Реакцию страха и испуга.

Совершенно иная логика взаимоотношений с окружающим миром.

Начинает продавать картины через посредников. Преуспевает: в 95 году посредник сводит его с кардиналом Франческо дель Монте – представителем папского двора. Тот ему покровительствует, Караваджо получает кров, возможность работать и приближается к заказам римской элиты, связанной с папским двором.

Работы по заказу дель Монте:

Вакх. Важна среди ранних произведений – обращение к хорошо разработанной проблематике мифологического жанра, но ответ в рамках известной линии. Ответ новый.

Для образа Вакха выбрана конкретная модель. Это постановочная вещь, сознательно сформированная, а не попытка представить себе образ Вакха, а театральная мизансцена, где Вакха представляет простолюдин – загорелое лицо и белое тело.

Совершенно условно античный костюм в виде ткани, наброшенной на плечо. Тривиально опирается на полосатый матрас, усиливающий постановочных характер сцены.

Графин с вином, рюмка стеклянная в руках. На голове венок из виноградной лозы – узнаваемый атрибут. Все листья здесь уже умирающие – желтые или скручивающиеся и засыхающие.

Вакх изображается так, что мы как будто присутствуем с противоположной стороны стола. Он грустен, типичного хмельного и веселого состояния Вакха нет. Бокал практически опрокидывается в нашу сторону – рябь, идущая по поверхности вина. Усиливает мгновенность происходящего. Натюрморт тоже с признаками увядания, пожухлости и легкой несвежести фруктов.

Личностная, индивидуально окрашенная трактовка мифологического персонажа. Предпосылание ей нетипичного специфического невакхического настроения. Плюс, демонстративная театрализация.

МАРИЯ МАГДАЛИНА.

Аналогичная Вакху ситуация. Изображена женщина в характерном венецианском костюме 16 в. На стуле, заснувшая в интерьере, абсолютно реальная, написанная с конкретной модели, без попыток идеализации и условной трактовки. Степень реальности такова, что требуется усилие – неосведомленный человек может принять это изображение за жанровую сцену. На полу ваза с ароматическим маслом, разбросаны украшения, они дают ключ к разгадке – это то, что она с себя сняла.

Эта сцена – тоже театральная постановка. Используя тему сна, художник находит ключ, через который раскрывает духовное движение.

Перед тем как присоединиться к Христу, ММ пережила душевную метаморфозу. Он находит ключ к раскрытию этого духовного события.

Натюрморт с корзиной фруктов. Уникальное произведение, оставшееся единственным у Караваджо.

Симптоматично, что он это делает – это ожидаемо по ранним работам.

Его это интересует с точки зрения живописных возможностей, постановки и т.д. Исходно натюрморт лишен сюжета. При желании в него можно вложить сложное содержание, что 17 век будет делать виртуозно, но как объект натюрморт бессюжетен.

Мотивация – формально художественный характер. Это связано с личностью художника. Задачи – композиционная, колористическая, цветовая.

Караваджо располагает горкой фрукты в корзине, располагает их определенным образом.

Этот опыт останется единственным для итальянской живописи 17 в.

Сюжета нет, но окраска есть. Она у Караваджо проходит через линию постановок натюрмортного характера. Собирает фрукты в определенном состоянии – состоянии зрелости и перезрелости.

Показывает это достаточно откровенно – на переднем плане яблоко с червоточиной. Листья начинают засыхать. Плоды природы созревшие и начинающие умирать. Жизнь достигла зенита и начинает клониться к закату – вот это тема натюрморта.

Середина 90-х – интерес к еще одному направлению. Абсолютная новация. Но и тоже вызрело в самых ранних опытах мастера.

Пишет гадание, музицирование и игра в карты.

Ничего раньше такого не было. Сцена, изображающая эпизод из жизни людей без дополнительных библейских или мифологических сцен.

Одна имеет отношение к искусству – к музыке. Искусство, коррелирующее не только со светской, но и с религиозной сферой (музыка сфер).

Две другие темы – гадание и игра в карты – явно негативный, греховный характер.

Гадание – грех, игра в карты – тоже не добродетель. Тем более что К. показывает, что работают шулеры.

В этих сюжетах выбирает негативный аспект.

Во всех трех постановках продолжает разрушать картинную плоскость – ощущение непосредственного присутствия. Обрезанные фигуры, плоскость стола, развороты фигур, выбранная точка зрения – все ориентируется на приближение, на втягивание зрителя на правах соучастника происходящего.

Игра в карты – стоим за спиной шулера, держащего за спиной карты. Стоящий с противоположной стороны мужчина делает знаки стоящему спиной.

Современники: К. ищет героев в тавернах и на улицах, пишет простолюдинов, это вызывает неоднозначную реакцию.

Тем не менее за дель Монте возникают люди, которые продолжают поддерживать художника. Плюс его живописное мастерство – не прерогатива римской школы, это северное.

И в 98 г. получает свой первый крупный религиозный заказ. В римский период он выполнит два таких заказа на оформление капелл римских церквей. С 98 по 1601 год, после чего тут же получил второй заказ. Три картины для семейства Кантарелли в личной капелле сан Луиджи делла Франчезе – фасад Джакомо делла Порто (более традиционное фасадное решение).

Жизнеописание апостола Матфея. Рассказ о его призвании.

Сцена на боковой стене. В пандан ей с другой стороны композиция, изображающая мученическую смерть Матфея. На алтарной стене должен был быть написан образ апостола Матфея-евангелиста.

Третью эту композицию он выполнил в двух вариантах. Первый только черно-белый – был отвергнут. Утрачена во время II мировой, известна только в чб фотографиях.

Сцена призвания апостола Матфея. Художник – полностью сложившийся мастер. Все, что он демонстрировал в предшествующие годы, складывается в законченную систему.

В ранних работах интересуется работой освещения, но использует его по-разному. Постепенно в этом интересе к проблемам освещения наступает перелом, связанный с усилением контраста между освещенными и затемненными частями композиции. Эффект явно направленного луча света, реализующегося в затемненном пространстве. Эффект погребного освещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: