Середина 16 в. Тема городского фонтана – не новость, существовали с античности, тем более средние века. Тема продолжалась.
Фонтан Нептуна. Флорентийский архитектор Аманатти.
Очень соревновался с современником Микеланджело. Маньерист, неплохой скульптор. Неподалеку от статуи Давида, перед палаццо Веккьо.
Пытался вступить в соперничество с Давидом Микеланджело. Нептун мог, но это фонтан. Вещь скульптурно-архитектурная. Чаша для воды. Оформление ее ближе архитектуре, чем скульптуре.
Аманатти пытается работать в нескольких материалах. Мрамор – Нептун, Мрамор и гранит – чаша. Бронза – второстепенные фигуры нереид и тритонов. Задача сложная. Умение художника создавать синтез разных материалов и пластических характеристик.
Прецедентов в ренессансной скульптуре нет. Он обычно работает с одним материалом (а как же те надробия-кенотафы с мозаикой?) и вообще бежит многофигурных постановок. Монатти пытается преодолеть особенности эпохи и пытается создать прецедент.
Фонтан разваливается – статичный, фронтальный. Ракурсы делают скульптуру неудачной. Лошади-гиппокамфы почти не видны.
Бордюр выразительный и пластичный, но мелкий. Усиленно вертикальное развитие не поддерживается ничем, даже водой. Фигурки разбросаны по бордюру, в другом масштабе. Сваливаются с бордюра, прицеплены к нему, как брошки. Пластика и выразительность разная у всех элементов.
Силен в области маньеристической пластики – элегантной, утонченной. Наяды отдельно взятые прекрасны.
Чего нет. Способности создать синтез. Это неудивительно, потому что нет прецедентов.
Анонимный фонтан 16 в. в Палермо. Огромный, несколько ванных, резервуаров. Мелкая скульптура, раздробленная и разномасштабная. Маленькие люди, огромные животные в нишах в ванных.
Нет противоречия в материале – весь из мрамора. Тоже нет синтеза.
Бернини происходил из семьи скульпторов, деятельность его начинается в 20-е гг. Художественное образование получает в мастерской отца.