В середине 16 в. маньеристический пейзаж был – фантастический, абсолютно изобретенный художестввенной фантазией. Тяготеет к панорамности, к всеохватности пространств, к обязательному присутствию в нем сюжетной сцены на первом плане. Первые его пейзажи ближе к маньеристическому.
Много разных пейзажных тем. Есть некое довольно однозначное отношение к планам.
Передний план – три группы – одна в лодке, две на берегу. Средний план, где сетью ловят рыбу, и есть дальний. Есть кулисы – справа и слева эту сцену фланкируют темные деревья. Темное и основание земли на переднем плане. Это условное изобразительное средство, когда взгляд быстро перемещается, но всегда остается в рамках четко обозначенной темы.
Эти приемы в римском периоде Каррачи дают рождение особенного феномена – идеального пейзажа.
Идеальная жизнь могла осуществляться в идеально построенном пространстве.
Бегство в Египет. Аннибале Каррачи.
Идеальный пейзаж строится по определенным правилам. Мотивы, взятые из реальной природы, компонуемые художником по собственной схеме для создания отвлеченного зрелища, не соотнесенного с реальной сценой.
Всегда видим кулисы, ограничивающие изображение, создавая его наподобие мизансцены. Пространство всегда идет путем перехода от одного плана к другому. Передний план всегда будет более темным чтобы перебросить взгляд в глубину. Это будет мотивировано—там нужный объект. Далее некая спокойная характеристика дальнего плана.
Эримитажный «Отдых на пути в Египет». Круглая форма.
Линия горизонта с невысоким неактивным рельефом. Аннибале Каррачи – изобретатель этого эффекта.
ДОМЕНИКИНО
Усиление поверхностно идеалистических черт. Ангелы все миловиднее, мадонны похожи на Рафаэля.
Показательные композиции типа Св. Цецилии.
Смыкание параметров этого художника с арт сакра. Хорошо решает свою задачу. Прекрасная виолончель в сочетании с фигурой св. Цецилии – очень красиво, это нельзя отбросить как какую-то случайность. Художник специально создает эстетически привлекательный образ.
У него более развитая живописная манера.
Социальная окраска героинь, как у Карло Дольчи. Его святые принадлежат к аристократии. Они не только прекрасны, но и богаты.