1. Религиозная; Творцом з-на является сам Бог;
2. все – следствие развития живой природы;
Дарвин, Спенсер – Англия 1820-1903 гг.,
Князь Петр Крапоткин «Этика» - взаимопомощь есть и у животных, различия только количественные, а не качественные. Есть некая предмораль и она развивалась. Есть просто инстинкты, а не совесть.
Пусть так, существует стадный инстинкт, который заставляет человека действовать определенным образом, как у дельфинов. Есть другой инстинкт – самосохранения.
Третье состояние – ты должен помочь – это уже не связано с инстинктами, чел. решает, что выбрать.
3. начало нр-ти – само человеческое общество.
Д-во объективности закона:
1. при всех различиях у народов они не столь велики и в основе их лежит объективный нравственный закон.
2. Соответствие некоему эталону. Если его нет то бессмысленно сравнивать их поведение.
Григорий Богослов «Бог явил великое милосердие к человеку дав закон и пророков а еще раньше и естественный закон»
Ин Златоуст «его имеют все и варвары и язычники»
|
|
Климент Алекс «Содержание естественного закона тождественно предписаниям ветхого завета».
1. Теория нравственных санкций. Психологическая теория. Теории нравственного чувства.
Адам Смит и Девид Юм. – англ. философы 18 века.
Содержание понятий добра и зла определяется определенными чувствами – одобрения или осуждения а коренятся эти чувства в психике, след. Все предписания субъективны т.к. передают чувства, Эти чувства бывают врожденными и можно приобрести в результате воспитания.
2. Социально – апробативная.
Апробация – одобрение.
То, что одобрено обществом, то и является нравственным.
Дюркгейм и Брюль – основатели. фр.
Нравственные понятия не объективны, т.к. зависят от общества.
3. Теологическая теория.
Бог установил нравственные нормы, потому они объективны и безусловны. Добро – единение человека с Богом. Добро носит объективный и безусловный характер. Человек несет ответственность за совершенный им выбор.
4. Автономная этика Канта.
Кант 1724-1804. «Критика практического разума».
Там он утв. автономию свободной воли человека. Нравственный поступок определяется категорическим (то есть безусловным) императивом. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и к другим, как к цели и не относился бы к нему как к средству. Абсолютное бескорыстие нравственного поступка.
Как критика натуралистов, дарвинистов – нр. закон дан прежде всякого опыта.
категорический императив – безусловное нравственное веление, лежит в основе морали и присуща чел. разуму.
Носит абсолютный характер, игнорируя любые обстоятельства места и времени.
|
|
Ап Павел – 2 аспекта совести:
- жизнь во Христе;
- нравственное суждение.
Ориген «Совесть – внутренний очаг кот. Излучат свет на всю нравственную жизнь человека живущего во Христе и благодати».
Авва Дорофей «Человек должен хранить совесть в отношении к Богу, ближним и вещам. Уклонение приводит к угасанию совести».
Ин Леств «Совесть – голос Ангела хранителя»
Феофан Затв «Совесть – голос Вседержителя»
Задача человека – развить совесть. Совесть нуждается в освящении и преображении: верой, участием в Таинствах и личным подвигом.