Т.к. совесть не всегда непогрешима указывает что есть добро а что зло. Не всегда удерживает от зла. Причине – повреждение природы человека после грехопадения.
Это восполняется откровенным законом – дан Богом людям и требования этого закона соглас. с естеств. законом;
Втор 30:11,14;
Оба закона от одного источника.
Def. Откровенный закон. Тот Богом данный закон, который сообщался людям через пророков, патриархов в ВЗ и через Христа и апостолов в НЗ.
Он сохранился в св. Писании и предании. Это внешний закон.
Зачем закон? - Гал 3:19;
Авва Дорофей «когда люди через грехопадения закрыли и попрали совесть, тогда сделался нужным закон писанным…нужным сделалось само пришествие Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее, чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением Его заповедей».
Откровенный закон имеет исторический характер – дан в определенное время, по определенным событиям.
Разделяется на Моисеев Закон и Евангельский Христов.
Ин 1:17;
Моисеев Закон – через Моисея и других пророков данные еврейскому народу заповеди и повеления.
|
|
10 заповедей 4 + 6;
Любовь к Богу и ближнему сообразно любви к самому себе.-
связь с НЗ
Втор. 6:5; Лев. 19:18
Мф 22:40;
Рим 7:12;
Пс 1:2;
Моисеев закон направлен на внешнее т.к. не мог возвыситься сразу на высоту Евангелия. Надо было постепенное развитие. Только последняя заповедь говорит о внутреннем состоянии души: не пожелай.
Побуждающий мотив к исполнению заповедей:
1. Страх;
2. Награда.
ВЗ з-н распр. на все стороны человеческой жизни и по его содержанию можно разделить на:
1. Нравственный;
Мф. 5:17;
Ин. Зл. «Христом не осуждает древней правды, но хочет возвысить ее не для нарушения закона древнего, но для большего сохранения оного Христос и дал закон новый»
Блж. Феодорит 5 в. «мы уважаем и ВЗ хотя и не соблюдаем <обряды>… но он научает нас благочестию, вере в Бога. Воздержанию и предст. примеры древних святых»
2. Обрядовый;
Совершение богослужения: св. места, лица, праздники, правила их проведения, жертвы и т.д.
С пришествие Христа потерял значение и не имеет обязательной силы.
Иер. 31:31-33;
Евр. 10:1;
Кол. 2:17;
3. Гражданский.
Правила начальникам и подчиненным, судьям и подсудимым, воинам и земледельцам, бедным и пришельцам, родителям, детям, супругам, господам, рабам.
Тоже потерял свою силу.
Рим. 3:20; 5:20;
Галл 3:24;
Ис. 53:4-5;
Втор. 27:26;
Лучшие люди того времени не могли не грешить.
Пс. 37:4-5;
И помощь было дарована людям с пришествием Христа.
15) Откровенный нравственный закон. Закон Моисеев.
Положительный или Откровенный
Нравственный Закон.
Это Богом данный закон, сообщаемый людям через Его пророков, Апостолов и Самим Господом Иисусом Христом. Он сохранился в Новом Завете.
|
|
Требования этого закона согласуются с естественным нравственным законом. Господь, излагая закон Моисею, говорит, что заповедь эта в «сердце твоем» (Втор.30:11-14). Т.е. этот закон знаком был нам, он был дан от рождения, и свидетельство этому - совесть. А раз он заслужен нами в грехопадении, то, следовательно, он же дан в Откровении. Без последнего нам не достичь совершенства и спасения.
К тому же, законы эти объединены в Боге – Творце и Законодателе. (Гал.3:19 «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника»).
Авва Дорофей: «Когда люди через грехопадение попрали совесть, то стал нужен закон писанный, пророки, и Само пришествие Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее, и открыть искру Божию, данную нам от начала».
Закон такой дан был в свое время и по требованию времени. Исторически закон разделяется на 2 периода.
1. Дан древним законом Моисеевым. (Лк.24:44 «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах»)
2. Евангельский закон (Ин.1:17 «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»).