Добродетель (свойства христианской добродетели)

В древности – Добродетель – доброта, твердость, сила, умеренность, телесное преимущество, приписывалась даже материальным предметам.

Сократ: «Добродетель в мудрости (она как цель жизни), производящей добрые дела».

Утверждение «Сократ – христианин до Христа» достаточно спорное, т.к. часто возникает вопрос о материальном прибытке, а это далеко от Христианства.

Платон: «3 добродетели: мудрость (природа души); мужество (добродетель сердца); рассудительность (справедливость)».

Аристотель делит добродетель на чувственную и на нравственную.

Христианская добродетель – происходит от Иисуса Христа – исполнение Евангельских законов при содействии благодати Божией.

Свободное исполнение Мк.8:34[62].

Василий Великий: «мы хвалим тех, кто добры по произволению, а не тех, кто по необходимости».

Добродетель должна быть постоянна и сопровождаться любовью к Богу (Ин.14:15[63]). Иак.2:10[64].

Как грех составляет единство, так и добродетель едина.

Макарий Великий: «все добродетели в духовной цепи, одна от другой зависит. Следовательно существует устремленность к совершенству (постоянная)».

Григорий Нисский: «истинное совершенство в стремлении никогда не останавливаться».

Мф. 5:48[65] - добродетели нет совершенства.

Высшее свойство – смиреннейшее сознание своей немощи в совершенстве добра и твердом уповании на благодать Божию. 2 Кор.12:9[66].

Благодать (греч. cariÇ Лат. Gratia) в Новом Завете употребляется в проповеди Евангельской.

У св. Отцов – сверхествественная Сила Христова.

Ап.Павел – «Благодать Святого Духа».

И дается она, как дар, не за заслуги, условия ее получения – это живая вера в Спасителя.

Св. Отцы сравнивают ее с солнечным светом, который светит на всех. Благодать эта руководит человеком, обращает его к покаянию. Благодать подается в Таинствах Церковных.

Все доброе человек делает по благодати Божией, но и благдать действует, не нарушая человеческой свободы, если ее принимают.

Святой Иоанн Златоуст: «Бог не принуждает никого, если спасти нас Он хочет, а мы не хотим, спасение наше не возможно».

Лк.9:62[67].

Пелагиане  добродетели достаточно человеческого желания и воли.

Протестанты  добродетель возможна только по воле Божией, с Его помощью.

Православные  человеческое желание + благодать = добродетель.

Внутреннее единство добродетелей.

Согрешившие в одном нарушают единство добродетели. Нравственная жизнь делится на множество видов.

4. Вера

5. Надежда

6. Любовь

1Кор.13:13[68].

Любовь – цель, а вера и надежда – средства к ее достижению. Кол.3:14[69].

В связи с главными тремя добродетелями развиваются и другие, описанные в Законе Божием. 1Кор.12:4-14[70].

--------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: