В древности – Добродетель – доброта, твердость, сила, умеренность, телесное преимущество, приписывалась даже материальным предметам.
Сократ: «Добродетель в мудрости (она как цель жизни), производящей добрые дела».
Утверждение «Сократ – христианин до Христа» достаточно спорное, т.к. часто возникает вопрос о материальном прибытке, а это далеко от Христианства.
Платон: «3 добродетели: мудрость (природа души); мужество (добродетель сердца); рассудительность (справедливость)».
Аристотель делит добродетель на чувственную и на нравственную.
Христианская добродетель – происходит от Иисуса Христа – исполнение Евангельских законов при содействии благодати Божией.
Свободное исполнение Мк.8:34[62].
Василий Великий: «мы хвалим тех, кто добры по произволению, а не тех, кто по необходимости».
Добродетель должна быть постоянна и сопровождаться любовью к Богу (Ин.14:15[63]). Иак.2:10[64].
Как грех составляет единство, так и добродетель едина.
Макарий Великий: «все добродетели в духовной цепи, одна от другой зависит. Следовательно существует устремленность к совершенству (постоянная)».
|
|
Григорий Нисский: «истинное совершенство в стремлении никогда не останавливаться».
Мф. 5:48[65] - добродетели нет совершенства.
Высшее свойство – смиреннейшее сознание своей немощи в совершенстве добра и твердом уповании на благодать Божию. 2 Кор.12:9[66].
Благодать (греч. cariÇ Лат. Gratia) в Новом Завете употребляется в проповеди Евангельской.
У св. Отцов – сверхествественная Сила Христова.
Ап.Павел – «Благодать Святого Духа».
И дается она, как дар, не за заслуги, условия ее получения – это живая вера в Спасителя.
Св. Отцы сравнивают ее с солнечным светом, который светит на всех. Благодать эта руководит человеком, обращает его к покаянию. Благодать подается в Таинствах Церковных.
Все доброе человек делает по благодати Божией, но и благдать действует, не нарушая человеческой свободы, если ее принимают.
Святой Иоанн Златоуст: «Бог не принуждает никого, если спасти нас Он хочет, а мы не хотим, спасение наше не возможно».
Лк.9:62[67].
Пелагиане добродетели достаточно человеческого желания и воли.
Протестанты добродетель возможна только по воле Божией, с Его помощью.
Православные человеческое желание + благодать = добродетель.
Внутреннее единство добродетелей.
Согрешившие в одном нарушают единство добродетели. Нравственная жизнь делится на множество видов.
4. Вера
5. Надежда
6. Любовь
1Кор.13:13[68].
Любовь – цель, а вера и надежда – средства к ее достижению. Кол.3:14[69].
В связи с главными тремя добродетелями развиваются и другие, описанные в Законе Божием. 1Кор.12:4-14[70].
--------------