У Матфея наиболее полное изложение Нагорной проповеди.
Заповеди Блаженства содержат в себе суть учения Христова. Гора на которой они были даны стала называться «гора блаженств».
Евреи ожидали Мессию – Покорителя, и поэтому проповедь Иисуса Христа была ими не так воспринята.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
«Блаженства» – своего рода приветствия людей, одновременно их характеризующие.
Св. Григорий Нисский: «Блаженства – все, чтоˆ есть благо…, последователи Иисуса Христа ждут блаженства, т.к. в них присутствует Сам Христос».
«Нищие духом», существует около 20-ти переводов этого понятия. Наиболее общепринятое – «смиренные». Но нужно учесть, что содержание проповеди соотносилась слушавшим ее. Поэтому, не нужно лишних переводов, т.к. каждый человек из этой «толпы» может относится к «нищим духом» (крайне духовно бедным). Господь хочет сказать, что они не имеют в себе «духа истины». Теперь они его слышат (истинное учение), а следовательно «блаженны». Он говорит им, что они насытятся этим учением.
|
|
Евангельское толкование: осознание человеком, недостаточности своих сил, для приближения к Богу – «Евангельская нищета».
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Здесь также нужно учесть, что среди «толпы» были и люди «плачущие» (по разным причинам).
Евангельское толкование: осознание своей греховности; самоанализ, прозрение и видимость греховности человеческой природы.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Христос говорит о незлобивых людях; они могут быть хозяевами земли. Пс.26:13[71]; 2Петр.3:13[72].
Кротость – умение не обижать.
В отличие от «стоиков», у христиан кротость как средство для преодоления окружающего зла; понимание, что противоборство порождает новые звенья в цепи зла; наша задача смирением своим их уменьшить.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Возможно среди них были и разуверившиеся в каких либо других учениях, поэтому это обращение к ним.
Эта жажда не просто обличительства, а небесной истины. Она вызваyа неполноценностью познания, где нет связи с Богом, где она (истина) превращается в нелепость.
Это вызывает «неутоленный голод», который разрешает Своим учением Господь.