Иоанн Златоуст: «Христос говорил не только о раздающих имущество, но и о милостивых через дела».
Милостив – тот, кто не жесток и желает всем добра. Евангелие призывает к имзменению сердца человека.
В Евангелии «миловать» – питать любовь ко всему живому, без ожидания ответа, и не смущаясь зла в ответ.
Господь страдал за нас, зная, что Его Учение то же будет искажено, но не сошел с Креста. Он - величайший Пример Смирения.
Иак.2:13[73].
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
В древности считали, что все чувства рождаются в сердце, и если оно чисто, то постепенно человек духовно прозревает и видит, духовно осязает Бога. Пс.23:3-4[74].
Бог – Абсолютная чистота, следовательно только с чистым сердцем Его возможно увидеть.
Внешняя чистота не есть признак духовной чистоты. Например, фарисеи. Даже малейшая нечистота в сердце препятствует прохождению Божией благодати.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Стремление к миру Господь приветствует.
Блаженный Иероним: «Миротворцы, это те, кто сначала в своем сердце, а потом в среде враждебной водворяет мир».
|
|
Внутренняя миротворительность – главный способ обратиться к Богу. Но почему они нарекутся «Сынами Божьими»?
Блаженный Феофилакт: «здесь подразумеваются не только живущие в мире между собой, но и примиряющие людей с Богом, они суть Сыны Божии, ибо Единородный примирил нас с Отцом».
Это и компромисс, который позволит примирить враждующие стороны.
Это не только внешнее примирение в силу каких-либо обстоятельств, но и внутреннее, это и будет истинный мир.
Евангельский мир болезненно реагирует на любую вражду, т.к. она является нарушением любви, а значит и единства между человеком и Богом.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженный Иероним: «многие терпят гонения за грехи, но они не суть праведные».
Гонимых в обществе всегда хватает, они не находят себе покоя здесь, на земле, но им обещается Царство Небесное. Здесь «гонимые» и те, кто потревожил злые сердца.
Мир, сам по себе, не ценность, т.к. способов достижения много. Поэтому говорится о служащих истине безкомпромисно.
Здесь говорится о гонимых за Христа, т.е. за Его истину.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
«Радуйтесь и веселитесь», а у Лк. «в тот день». Этим людям обещается вечное блаженство». Ин.16:33[75]; 2Тим.3:12[76]
Мир «лежащий во грехе», злится на живущих праведно. Мир теснится присутствием христианской добродетели и желает ее устранения.
Святитель Тихон Задонский: «нет ничего блаженней гонений, претерпеваемых за Христа».
Макарий Египетский: «высшее наслаждение – быть изгоняемым за Христа и терпя за Него позор».