Нагорная проповедь. Заповеди блаженства

Содержит суть НЗ учения Христа.

Блаженство представляют определенный род приветствий. И И.Х не только учит, но и хара4теризует стоящих перед Ним людей.

Гр. Нисс. Блаженство – совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо …

Блаженные – люди которым уготовано вечное спасение + обладание внутр качеств.

4. Нищие духом.

Куча толкований.

Характеристика людей пришедших слушать Христа.

Блаженны т.к. имеют возможность слушать Истину. И их есть Ц.Н.

Стремление насытиться словом, основанное на признании собственной духовной несост. Делает их насл. Ц.Н.

2 толкование.

Сознание христианином своей малости, скудости, недостаточности своих сил для достижения высокой цели поставленной ему Богом.

Через познание себя, через осознание сложности следования за Христом, приближения к бесконечному сов-ву. В результате как итог возникает евангельская нищета – непрестанное воззвание к помощи Божией на путях нравственного совершенства.

2 заповедь.

Блаженны плачущие ибо они утешатся.

М.б. среди слушающих были плачущие (от радости, от горя, о грехах).

Евангельский плачь – не проявление слабости человека а свидетельство его внутренней силы.

Ин. Кроншт. «Есть плач мирской: плачет уязвленная гордость и т.д.»

3 заповедь

Блаженны кроткие

Кроткие – борятся со здом этого мира посредством своих добрых дел, могут быть неприметны но м.б. важны для всего человечества. Важность – их постоянство.

Они будут наследниками на земле.

Пс 26:13;

Но м.б. тут имеется в виду новая земля - 2Пет 3:13;

Кротость – умение ни на что не обижаться, без возмущения принимать удары извне, гасить их своим терпением и не мстить. Надо отличать от стоической кротости основанной на убеждении о непреодолимости зла, и буддийской равнодушной кротости.

Христ. Кротость – все неприятности – божественные средства взращивания души человека. Кротость – способ преодоления зла, понимание того, что путь агрессии часто порождает ответ и ведет к увеличению зла.

В.В. «Как мутное око не воспр. Видимых предметов, так невозможно с возмущенным сердцем приступать к познанию истины»

4 Заповедь.

Блаженны алчущие.

Жажда Истины, жажда встречи с Богом.

5 Заповедь.

Блаженны милостивые

Милость – состояние сердца и главное к чему призывает Ев – изменение сердца.

Миловать – сов дела милость без самооценки, даже если в ответ нет благодарности да и не ожидая ее.

Важно – деятельное участие.

Кант «делай ближним добро и это пробудит в тебе человеколюбие»

Иногда делают добро по страстям, тщеславие, желание выгоды и т.д.

Мф. 6:1-4; Не творите милостыни пред людьми…

Идеалистическое благодеяние – цель исполнить долг. Мораль ставится выше человека, которому надо помочь.

Иногда совершается добро из-за порыва.

Патерналистское – цель завоевать расположение того, кому совершается благодеяние.

Милость твориться одним человеком другому и понимание блага у них может отличаться, поэтому непозволительно навязывать благо другому.

21) Евангельские советы, их православное и неправославное понимание.

Некоторые считают, что можно возвыситься в область, где воля Божия может советовать.

Моралисты: «В Евангелии – советы, они не обязательны для всех людей». «Т.е. человек может в какой-либо период остановиться, это не вменяется во грех». Основанием для такого мнения они считают Лк.17:10[103]

Также они ссылаются на следующие места Священного Писания: Мф. 19:11-12[104]; 19:21[105]; Лк.18:22[106]; 1Кор.7:25-38[107].

Католики: допускают необязательность этих советов для нас. Наша жизнь должна быть движима тяготением к добру. Мы (христиане) должны постоянно совершенствоваться, а если так, то как же смотреть на нравственный закон.

Нравственный закон – не физический закон, это заповедь. В применении к жизни он может разнообразиться в зависимости от ситуации в жизни, => нравственный закон многообразен.

Например: один может быть в браке, другой один, но свою работу (крест) нужно нести добросовестно и в этом мы исполняем закон. Так, мы можем понять, что такое необязательность Евангельских законов. (Пример: для богатого юноши – слова Господа не пустые, они оказаны как единственно правильное назидание для него. Ведь он жил пристрастием к деньгам и богатству. Тому, кто пользуется богатством для своего возвеличивания, и нужно отрицаться от него».) Пример: безбрачие, для своей «клёвой» жизни - грех. Но безбрачие оправдано, если человек просто не в состоянии «потянуть» семью, или желает послужить Господу, целиком отдавая этому свои силы.

Иак.4:17[108];Лк.12:47[109].

Т.е. если человеку дают советы, а он их не слушает, то грех ему.

Как определить, относится ли это к нам?

Нужно советоваться с собой, духовником, и испрашивать откровения у Господа => название «совет».

Мф.19:9[110] - о высоком взгляде Христа на брак, где он запрещает разводиться и жениться на разведенной.

Выбор безбрачной или брачной жизни должен соделоваться не просто «от винта», а от личных способностей, наклонности души, характера (в целом – выбор личностен, индивидуален для каждого человека).

-------------

Католики: счит что есть определенное кол-во заповедей дост для спасения, но можно и возвыситься над ними – область чрезвычайных заслуг. Воля Божия не предписывает, а советует только.

По мнению католиков встречаются советы исполнение от. Есть высшая ступень нравственного совершенства. А для обычных людей этого не надо. Есть определенная черта.

Исполнение этих советов – основание сверхдолжных заслуг,кот могут покрывать грехи других людей.

Основание: Лк 17:10. Мы рабы ничего не стоящие, сделали то что должны были сделать.

+ места о нищете и девстве Мф 19:11-12; Мф 19:21; Лк 18:22; 1Кор 7:25-38;

Но:Добродетель хр-на не есть договор с Богм в силу кот Он обязуется наградить человека за исполнения какого-то кол-во добрых дел.

Сущность хр-ва при наличии которой чел не может не устремляться вперед.

Хр-н призван к бесконечному совершенствованию по образу Отца небесного.

Характер требований нр.з.:

Его исполнение необходимо, но он не имеет прямолинейного действия как з-н физический.

Лишь основные правила Одинаков для всех людей – заповеди. Но в применении в жизни они многоразличны. И один желая совершенства должен жить в миру, а другой в уединении, один должен жениться а другой идти в монастырь. Так же и в служении людям каждому Господь дает свой талант.

Советы – те же заповеди. Но только такие исполнение кот. Становиться обязательным для чел при определенных субъективных условиях. Для тех кто в этих условиях находится – это заповеди, для тех кто нет- нет.

Иак 4:17;

Лк 12:47;

Мф 19:9;

Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех. Филарет Дроздов.

22) Понятие о грехе и его происхождении. Постепенное развитие греха в человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: