Содержит суть НЗ учения Христа.
Блаженство представляют определенный род приветствий. И И.Х не только учит, но и хара4теризует стоящих перед Ним людей.
Гр. Нисс. Блаженство – совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо …
Блаженные – люди которым уготовано вечное спасение + обладание внутр качеств.
4. Нищие духом.
Куча толкований.
Характеристика людей пришедших слушать Христа.
Блаженны т.к. имеют возможность слушать Истину. И их есть Ц.Н.
Стремление насытиться словом, основанное на признании собственной духовной несост. Делает их насл. Ц.Н.
2 толкование.
Сознание христианином своей малости, скудости, недостаточности своих сил для достижения высокой цели поставленной ему Богом.
Через познание себя, через осознание сложности следования за Христом, приближения к бесконечному сов-ву. В результате как итог возникает евангельская нищета – непрестанное воззвание к помощи Божией на путях нравственного совершенства.
2 заповедь.
Блаженны плачущие ибо они утешатся.
|
|
М.б. среди слушающих были плачущие (от радости, от горя, о грехах).
Евангельский плачь – не проявление слабости человека а свидетельство его внутренней силы.
Ин. Кроншт. «Есть плач мирской: плачет уязвленная гордость и т.д.»
3 заповедь
Блаженны кроткие
Кроткие – борятся со здом этого мира посредством своих добрых дел, могут быть неприметны но м.б. важны для всего человечества. Важность – их постоянство.
Они будут наследниками на земле.
Пс 26:13;
Но м.б. тут имеется в виду новая земля - 2Пет 3:13;
Кротость – умение ни на что не обижаться, без возмущения принимать удары извне, гасить их своим терпением и не мстить. Надо отличать от стоической кротости основанной на убеждении о непреодолимости зла, и буддийской равнодушной кротости.
Христ. Кротость – все неприятности – божественные средства взращивания души человека. Кротость – способ преодоления зла, понимание того, что путь агрессии часто порождает ответ и ведет к увеличению зла.
В.В. «Как мутное око не воспр. Видимых предметов, так невозможно с возмущенным сердцем приступать к познанию истины»
4 Заповедь.
Блаженны алчущие.
Жажда Истины, жажда встречи с Богом.
5 Заповедь.
Блаженны милостивые
Милость – состояние сердца и главное к чему призывает Ев – изменение сердца.
Миловать – сов дела милость без самооценки, даже если в ответ нет благодарности да и не ожидая ее.
Важно – деятельное участие.
Кант «делай ближним добро и это пробудит в тебе человеколюбие»
Иногда делают добро по страстям, тщеславие, желание выгоды и т.д.
Мф. 6:1-4; Не творите милостыни пред людьми…
Идеалистическое благодеяние – цель исполнить долг. Мораль ставится выше человека, которому надо помочь.
|
|
Иногда совершается добро из-за порыва.
Патерналистское – цель завоевать расположение того, кому совершается благодеяние.
Милость твориться одним человеком другому и понимание блага у них может отличаться, поэтому непозволительно навязывать благо другому.
21) Евангельские советы, их православное и неправославное понимание.
Некоторые считают, что можно возвыситься в область, где воля Божия может советовать.
Моралисты: «В Евангелии – советы, они не обязательны для всех людей». «Т.е. человек может в какой-либо период остановиться, это не вменяется во грех». Основанием для такого мнения они считают Лк.17:10[103]
Также они ссылаются на следующие места Священного Писания: Мф. 19:11-12[104]; 19:21[105]; Лк.18:22[106]; 1Кор.7:25-38[107].
Католики: допускают необязательность этих советов для нас. Наша жизнь должна быть движима тяготением к добру. Мы (христиане) должны постоянно совершенствоваться, а если так, то как же смотреть на нравственный закон.
Нравственный закон – не физический закон, это заповедь. В применении к жизни он может разнообразиться в зависимости от ситуации в жизни, => нравственный закон многообразен.
Например: один может быть в браке, другой один, но свою работу (крест) нужно нести добросовестно и в этом мы исполняем закон. Так, мы можем понять, что такое необязательность Евангельских законов. (Пример: для богатого юноши – слова Господа не пустые, они оказаны как единственно правильное назидание для него. Ведь он жил пристрастием к деньгам и богатству. Тому, кто пользуется богатством для своего возвеличивания, и нужно отрицаться от него».) Пример: безбрачие, для своей «клёвой» жизни - грех. Но безбрачие оправдано, если человек просто не в состоянии «потянуть» семью, или желает послужить Господу, целиком отдавая этому свои силы.
Иак.4:17[108];Лк.12:47[109].
Т.е. если человеку дают советы, а он их не слушает, то грех ему.
Как определить, относится ли это к нам?
Нужно советоваться с собой, духовником, и испрашивать откровения у Господа => название «совет».
Мф.19:9[110] - о высоком взгляде Христа на брак, где он запрещает разводиться и жениться на разведенной.
Выбор безбрачной или брачной жизни должен соделоваться не просто «от винта», а от личных способностей, наклонности души, характера (в целом – выбор личностен, индивидуален для каждого человека).
-------------
Католики: счит что есть определенное кол-во заповедей дост для спасения, но можно и возвыситься над ними – область чрезвычайных заслуг. Воля Божия не предписывает, а советует только.
По мнению католиков встречаются советы исполнение от. Есть высшая ступень нравственного совершенства. А для обычных людей этого не надо. Есть определенная черта.
Исполнение этих советов – основание сверхдолжных заслуг,кот могут покрывать грехи других людей.
Основание: Лк 17:10. Мы рабы ничего не стоящие, сделали то что должны были сделать.
+ места о нищете и девстве Мф 19:11-12; Мф 19:21; Лк 18:22; 1Кор 7:25-38;
Но:Добродетель хр-на не есть договор с Богм в силу кот Он обязуется наградить человека за исполнения какого-то кол-во добрых дел.
Сущность хр-ва при наличии которой чел не может не устремляться вперед.
Хр-н призван к бесконечному совершенствованию по образу Отца небесного.
Характер требований нр.з.:
Его исполнение необходимо, но он не имеет прямолинейного действия как з-н физический.
Лишь основные правила Одинаков для всех людей – заповеди. Но в применении в жизни они многоразличны. И один желая совершенства должен жить в миру, а другой в уединении, один должен жениться а другой идти в монастырь. Так же и в служении людям каждому Господь дает свой талант.
Советы – те же заповеди. Но только такие исполнение кот. Становиться обязательным для чел при определенных субъективных условиях. Для тех кто в этих условиях находится – это заповеди, для тех кто нет- нет.
|
|
Иак 4:17;
Лк 12:47;
Мф 19:9;
Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех. Филарет Дроздов.
22) Понятие о грехе и его происхождении. Постепенное развитие греха в человеке.