Заповеди Блаженства - как образцы постепенного восхождения к нравственному совершенству

Заповеди предлагаю человеку свободу действий. Христос возводит человека в степень нравственного возвышения постепенно. Высшие достижения – следствие совершенствования низших.

Плач о своих грехах – верный признак постепенного исправления.

Кротость – понимание греховности других, сочувствие.

Алчущие и жаждущие правды, – ищущие своего духовного совершенства. Искание правды – вознаграждается и смирением и чистотой сердца. Сердечная чистота – стимул к исканию этой чистоты и в других.

Миротворцы – они ищут умиротворения на началах правды. А желающие умиротворить других, должны сами почувствовать гонения и претерпеть испытания.

Во всем этот раскрывается заповедь «о любви» (только более пространно).

Мф.5:13[77]. В древнегреческой философии считали, что «нет ничего полезнее солнца и соли». Это нужно понимать в связи со словами «Вы свет миру» (Мф.5:14[78]).

Человек, не воспринявший божественную истину – как соль потерявшая силу. Для оскудевших людей обращено слово Христа, чтобы они осознавали свою богоизбраность. А Христос говорит о ней, как о не дающей какие-то привилегии, а о том, что она предполагает собой жизнь чистую и простую (жизнь проповедника). Мф. 5:16[79].

Христос говорит, что Он пришел для исполнения пророчеств и Закона. Но Закон этот уже нельзя понимать в ветхозаветном понимании. Старейшины не могут привести человека к Богу. Он Сам пришел привести нас к Нему. Нагорная проповедь поясняет это и дает. Мф. 5:17-18[80].

Иудеи – строгие ревнители закона, и следовательно боялись доверяться учению Христа.

Ветхозаветный закон как бы являлся как бы подготовительным для Совершенного Откровения.

Пророки говорили и о новой вере и о искупительном служении Христа.

- Знали ли иудеи о преходящем значении ветхозаветного закона?

- Да. Они ожидали Мессию.

Мы обязаны исполнять закон, и склонять других к его исполнению. Наград и благ за это не обещается; наоборот, исполнение закона, по словам Христа, требует самосовершенствания.

Особо подчеркивает Христос две заповеди: Не убий, и не прелюбодействуй.

А нарушитель заповеди подлежит «геене огненной». Это «домна, где сжигали и приносили в жертву детей»; а потом это (в переводе с греческого «гехимман») – свалка для нечистот, трупов и где поддерживался постоянно огонь. Но «геене…» подлежат и те, в чьем сердце гневаются на своего брата.

Еф.4:26[81]; Мф. 5:21-22[82].

Тихон Задонский: «гнев и злоба рождается от безмерного самолюбия».

Иоанн Лествичник: «раздражительность – знак величайшего возношения», т.е. человек ставит свое «я» выше другого существа.

Св. Иоанн Златоуст: «для гнева не будет места, чем освобождается место от гнева самому себе…».

VII-я Синайская заповедь перекликается с Х в моменте собственности (т.к. у древних жена – часть собственности).

Для совращения девственницы (в В.З.) – достаточно уплатить «вено» и взять ее за себя. Отец, если не желает отдавать, то пусть сам возьмет «вено». (Исх. 22:16[83]). Но если кто будет прелюбодействовать с женой замужней или ближнею своею – то смерть обоим, т.к. он посягнул на чужую собственность. Лев.20:10[84].

В Новом Завете человек не должен превращать в предмет наслаждения плоти даже и свою жену. Это тяготение, не освещенное чувством любви, делает человека рабом похоти его. Поэтому Христос и учит уничтожать в себе вожделение как можно быстрее, (см. притчи Мф.5:29-30[85] и др.) чтобы человек сам не стал болен этим греховным желанием. Христос запрещает и развод, как повод к прелюбодеянию (Мф. 19:9[86]). Человек, прилепляясь к жене – становится другой личностью, т.е. брак – способ обретения самого себя (через самопожертвование). Ап. Павел – называет семью «малой Церковью». Если мы ищем более удобного «партнера» – мы сводимся к скотскому образу.

В Ветхом Завете была очень распространена клятва, и даже Моисей уже ограничивает клятвы. Клятва с упоминанием имени Бога были запрещены. И клятвы, в противовес язычникам, необходимо было выполнять. Христос же запрещает клятвы абсолютно, говоря, что человек всегда должен произносить правду. Для этого нужно быть честным, тогда и слова наши не вызовут сомнения. Рим.1:9[87]; 2Кор.1:23[88];Мф.5:38-39[89].

Ветхозаветный закон «око за око» – закон, ограничивающий месть, не дозволяющий совершать возмездие более нанесенной обиды. О противлении же злу, вообще, он не говорит. Это было бы не правильно.

Мы должны переносить личные обиды, но других надо защищать, «сложить душу свою за братию».

В «нанесении сдачи» мы противопоставляемся закону любви.

О любви к врагам (Мф.5:44-45)[90].

Ненавистные и окруженные язычниками еврейский народ должен был сохранить чистоту веры, хотя в то время это сделать было достаточно сложно.

Иезек.23:30[91] - т.е. за недостаточность веры и недостаточной ненависти к язычникам.

Но сейчас эта ненависть неуместна.

Врагов наших нужно любить - говорится в Евангелии.

Деян.7:60[92];8:1[93].

Наказание преступников в обществе должна быть таким, чтобы он (преступник) смог покаяться.

Учение о милостыне (Мф.6:1-5)[94].

Господь хочет, чтобы это дело не сводилось к обычаю и саморекламе, а делалось по движению нашего сердца.

Св. Отцы: «добродетель, для саморекламы – не добродетель».

Св. Иоанн Златоуст: «милостыня зараженная тщеславием, болезнью, уже перестает быть милостыней, а становиться хвастовством и жестокосердием.

Милость – является частью аскетизма, т.к. самобичевание и др. подвиги не приближают человека к Богу так как милость. Мф.6:15[95].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: