Учение св. Отцев о главных страстях и борьба с ними

Прп. Ефрем Сирин, прп. Нил Сорский и др. выделяют 8 основных страстей:

4. Чревоугодие.

5. Сребролюбие.

6. Печаль.

7. Тщеславие.

8. Блуд.

9. Гнев.

10. Уныние.

11. Гордость.

Св.Иоанн Лествичник: «Нужно иметь память смертную» - она лучший способ к воздержанию. «Насыщение чрева – матерь блуда» и наоборот.

Борьба с блудным помыслом:

Нил Сорский: «нужно пребывать в презрении». «Богу известны самые сокровенные мысли нашего сердца». «Сердце будет обиталищем Бога, если очистить себя от блудных помыслов, и даже от самого их возникновения».

Все грехи взаимосвязаны.

Сребролюбие – бороться с ним надо при возникновении мысле. Для предотвращения от него, нужно избегать излишеств и иметь только самое необходимое. Истинная победа над сребролюбием – не только не приобретение вещей, но и борьба с этими помыслами.

Св. Иоанн Лествичник: «Сребролюбие – продукт неверия, побеждается верой, пресекающей все попечения».

Эта страсть пораждает гнев и печаль.

Св. Еф. Сир.: «кто нашел путь к долготерпению и незлобию, тот нашел путь к жизни».

Прп.Нил Сорский: печаль - тяжелая страсть, и он противопоставляет ей надежду.

Уныние – оно более продолжительная, чем печаль, и когда возносится без повода. Победить ее возможно только молитвой.

Тщеславие: И.Кассиан: «страсть эта разнообразна и тонка». Эта страсть присутствует с человеком на всем его жизненном пути. «Избегая смерти в брани, падают в тщеславии». Гал. 5:26[126].

Гордость: Она – источник всех грехов и страстей, Она встречается особенно среди тех, кто находится на вершинах власти, могущества. Иак.4:6[127]. Только смиренные перед Богом могут избавиться от этого греха.

------------

Страсти и борьба с ними

Св. Ин кассиан, Нил Синайсий, Ин. Леств и т.д. указ на 8 страстей:

3. чревоугодие

пьянство. Обжорство, гортанобесие, несобл постов, частоедение,

Борьба:

Ин. Леств. Иметь память смертную.

Иметь меру.

4. блуд

Нил сорский – всегда пребывать в трезвении,

5. сребролюбие

1 Тим 6:10

Победа – не преобретать лишнего и бороться с желанием иметь их.

6. гнев

пожар души, ярость, крики, споры, драки, убийство.

Страсть развив через склонность к осуждению, ненависть, злопамятство, стремление обидеть, мстительность.

Начальная степень – раздражение.

Борьба: незлобие, молчание

7. печаль

Иак 4:2; желаете и не имеете.

Глубокое недовольстве от неисполняемых притязаний. Причина – отсутствие надежды на Бога, сомнение к Его промыслу.(схоже с сребролюбием).

Нетерпение, огорчение, неспособность видеть вину, недовольство, неблагодарность.

Далее теряется понимание необходимости несения креста потом отречение от него.

Нил Сорский – противопост печали надежду, т.к от печали происх отчаяние.

Бывает и спасительная печаль

2Кор 7:10

8. уныние

основание уныния – неверное понимание смысла жизненных обст-в, нерадение ко всякому душепол делу, ост молитвы, лень, праздность, потеря благоговения к святыни. М. привести к ожесточ и отчаянию.

Уныние – преддверие геенны.

Борьба – усердная молитва.

Уныние убивает энергию кот необх для духовного делания.

9. тщеславие

стремление к худ творчеству

всегда нужен зритель, хвастовство, искание почестей, любовь к своему внешнем виду, лицу, голосу, одежде, вещам.

Лесть, зависть, прекословие, унижение ближних и т.д. притворство, бессовестность,

Сложно заметить

Борьба:

Ин. Касс. – избегая смерти в битве, падают по поводу победы.

Гал …

10. гордость

губит все добродетели.

Иак 4:6;

Самолюбие, обидчивость, завышенная самооценка, самонадеянность – чит свои решения безошибочными, самоуверенность, самопревозношение,

Унижение паче гордости, мнительность.

Самоунижение, ложное покаяние,

Стыд исповеди. Романтическая мечтательность о себе.

Дерзость, хамство, соревновательность. Любоначалие.

Чел постоянно ставит себя в пример другим, часто не замечая этого.

Гордость. Стремление быть не ниже Бога – Гуманизм величие чел. природы.

Развитие гордости:

Предпочтение себя другим,

Помрачение ума, сердца, принижение их к земному

Потеря простоты и любви к Богу

Ересь, невежество

Безбожие и смерть души.

Гордость – возведение себя в кумиы.

Ин. Касс. – нет другой страсти кот истребляла бы все добродетели.

Лучше смиренный грешник ем гордый праведник.

Борьба –

Игн. Бр. – надо вырастить противоположную этой страсти добродетель.

25) Пристрастия.

Они отличаются от страстей. Цель диавола – удалить душу человека от Бога, поэтому он придумал пристрастия: люди; власть; слава; богатство; наука; искусство; животные; вещи; кумиры.

Способ борьбы – молитва; Господь Сам посылает избавление.

--------------

Пристрастия

Цель дьявола – удалить человека от Бога. Ад – предельная удаленность души от Бога. Дьявол хочет чтобы у нас был кумир, кот и заслонил бы от нас Бога: люди, власть, животные, наука, искусство и т.д.

Пристрастия к близким, детям или даже к чему то хорошему – чтение дух. книг. А через это можно пренебречь молитвой, семейными обязанностями.

Особенность пристрастий – лишают мира, а могут лишить и здоровья.(наркотики и т.д.)

Как избавиться?

6. осознать их.

7. молитва об избавлении.

Много интересного про собачек и курочек))))))

Чезаре Ламброзо – криминалист, врач, психолог. Больные психически которым разрешили завести животных стали еще более невменяемыми.

Привязанность – пристрастие – душевная болезнь - одержимость

Деградация личности и воля полностью подчиняется пристрастию (наркотики например)

26) Искушения. Прелесть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: