Религиозные – благодатные (благочестивые размышления, стяжание слова Божия). Размышления о Боге и чтение Священного Писания – практические, молитва – духовные.
Св. Паисий Величковский (О Иисусовой молитве): «Этот навык очищает».
Таинство исповеди и причастия – главные в духовной жизни, т.к. это внутреннее общение, оно обязательно. Ин.6:56[198]; 6:57[199]; 6:53[200].
2) Нравственные: самоиспытание; бдительность; самообуздание; самоупражнения.
Самоиспытание – от слов ап. Павла 1Кор.11:28[201].
Бдительность – «бодрствуйте и молитесь…» Мф.26:31[202]. Мф.24:42[203].
Самодисциплина – воздержание. 1Кор.9:25[204]. Кол.2:23[205]
Самоупражнение – воли. 1Кор.9:24[206]; Еф.6:10[207].
Нравственно совершенствуясь человек умает для себя, ради жизни в Боге. Мф.16:24[208].
33) Возрасты духовной жизни.
1Ин.2:12 - 14[209] Отсюда возраст духовной жизни:
Детский.
Отцовский.
Юношеский.
Отроческий.
Детский возраст – несдержанность (1Кор.13:11[210]). Людям такого возраста дано молока, а не твердая пища Евр.5:12 – 14[211]. В этом возрасте побуждением является страх.
|
|
Юношеский – он крепок силой. Приходится вести борьбу со злом уже более сильным. Побуждением является желание вечных благ.
Мужской – здесь дается уже твердая пища в основе жизни – любовь.
Каждому возрасту духовной жизни дается благодать, и в той мере, сколько ее дается, столько взымается. Полное не совершенство на земле не достижимо.
34) Вера как добродетель. Исповедание веры, грехи против веры.
Корень всех добродетелей – вера. Оно основа их, при содействии благодати Божией.
«Вера – осуществление ожидаемого и видение невидимого» - Евр.11,1[212].
Вера доверия – вера от дел.
Вера зависимости – она с сознанием своей зависимости от природы, от Бога.
Вера в авторитет – признание над собой власти.
Отсутствие неверующих не говорит о отсутствии Бога, а о наличии веры у них но слабо выраженной (также как наличие слепых не говорит об отсутствии света).
Истинная вера - Евр.11:6[213].
Верующие должны благоговейно относиться и к Богу и к своей вере.
Спасительная вера – дар от Святаго Духа. 1Кор.12:3[214].
Этот дар таинственный, он отличает человека от непосвященного. И дан он будет в случае смирения.
Силуан Афонский: «человек горделивый хочет познать все и Бога наукой, но это дается только смиренным. Нужно любить ближнего и Бога. Нужно сказать: «Господи, если Ты есть, о просвети меня и я послужу Тебе». Иак.2:19[215] - но остаются вне спасения.
Вера должна быть не просто уверенностью в существовании Бога. Она должна быть действенной. Иак. 2:20[216].
Ап. Павел – Флп.2:12 – 13[217].
Вера – сила христианина, она может помочь христианину достичь желаемого спасения.
Вера таинственна, превосходящая все формы познания и включающая их в себя.
|
|
Противостояние искушениям – также происходит верой. Следовательно, она должна быть постоянно окутанном в нашей жизни.
Это выражается: 1) исповеданием веры – открытое изложение того, чему содействует вера; 2) ревность веры – обязанность христианина миссионерствовать;
Исповедание веры бывает: 1) готовность жить и поступать по вере в любых обстоятельствах. Стыд – маловерия и слабого убеждения. Лк. 9:26[218].
2) Исповедание апостольское, среди гонений, за веру. Здесь нужно вести себя православно в таких случаях, даже скрываться и т.д. Но уже на суде не страшиться стоять до крови и смерти.
Ревность веры – делать веру известной. Расположение духа, когда человек хочет сохранить истинную веру и очистить ее от соблазнов, оградить от нападений. Грехи по отношению к христианской вере: суеверие, равнодушие, сомнение, расколы и ереси, неверие, богоотступничество.
1)Суеверие – вера в суе, она без истинного знания. Подмена святой веры ложной, когда человек приписывает чему-либо силу, которую они не имеют, волшебное знание. В основе суеверия – слабая вера в Бога и его Промысл.
2) Равнодушие (холодность) – свидетельство о безразличие человека к вере, а в основе этого – беспечность человека. Сомнение – вид не утвердившейся веры, подобной морской волне (Иак.1:6-7[219]). Но именно это приводит к неверию.
3) Расколы и ереси – первое свидетельство о недостатке веры и недостатке знаний. Это раскол с Церковью и церковной иерархией. Еретики старались разлучить человека с Церковью. В основе раскола – недостаточность истинной веры и благочестия и отсутствие воспитания (нравственного).
1Кор.1:11,13,17[220]. Василий Великий: «всякий раскол – ересь. Ересь – ложное учение, где сознательно и упорно искажается учение Церкви». Тит.3:10-11[221].
Главные вопросы о вероучении решены на соборах. Но борьба за истину продолжается и сейчас. Еф.6:10-12[222].
4) Неверие – особый порок против веры. Это порок вне Церкви. (например, на вопрос «существует ли Бог?» равнодушно отвечают: «не знаем»).
Блаженный Августин: «Никто не отрицает Бога, как только тот, кому это мешает». (для успокоения себя).
II В.Соловьев: «Если бы Фома был материалистом, он нашел бы такое объяснение, но он не верил в силу своего характера».
III Вид веры, когда люди сами желают спать, как был. 2Фесс.2:3-4[223].
IVПротив веры. Богоотступничество. Евр.10:28-29[224];
2Пет.2: 21-22[225].
35) Христианская надежда, средства ее поддержания и укрепления. Грехи против надежды.
Она тесно связана с верой. Это ступень духовного развития личности.
Иоанн Кронштадский: «надеяться на Бога – поручить Ему свою жизнь,.., надежда происходит из веры, как растение из почвы».
Христианская надежда – надежда на Бога и Его помощь.
В вере мы убеждены в том, что Бог есть, а в надежде мы почитаем Его и надеемся на всепрощение.
Силуан Афонский: «Нужно считать себя хуже всех и определить во ад, но надеяться на всепрощение Божие».
Надежда, как и вера укрепляет дух силы человека. Человек верит, что Бог есть, и надеется на то, что Бог и в нем соделывает спасение.
Самонадеянность – грех (Например: богача, насобиравшего сокровища ожидает разочарование так же, как тех, кто надеется на людей; и наоборот, «блажен», кто надеется на Бога. Наша жизнь состоит из радости, но и из страдания. И здесь человеку помогает надежда, как уверенность, что мир окончательно принадлежит не злу, а Богу.
Свт.Филарет Дроздов: «печаль не должна быть сильнее надежды в Бога и веры в Него, чтобы не произошло».
Св.ап. Павел: «если Бога за нас, кто против нас?».
При всем сходстве веры с надеждой между ними есть различие: вера – к прошедшему времени, надежда – в будущем.
Вера | Надежда |
Уверенность в бытии Бога; выработка добродетелей – благоразумия, терпения, преданности Воли Божией. | Она относится более к Промыслу Божию. Она частично поддерживает восходящих к Ней. Их нужно подкреплять – это добродетель. |
11. благоразумие – тот, кто познает Бога и достигая чтит Его (Благоразумный разбойник).
|
|
12. Терпение – оно содействует перенесению печали, укрепляет надежду и дарует разуму просветление. Чтобы победить грех нужно терпение сил человека во всей его жизни. Лк. 21:19[226]. Мф. 24:13[227].
Однако не всякое терпение является христианской добродетелью. Например, стоики восприняли терпение, направленное на отрицание страданий, не чувственности к ним. У буддистов терпение: когда путем погружения в себя, человек освобождается от страданий – пассивное терпение. Христианское терпение – активное, оно восстает на борьбу с грехом.
3)Преданность Воле Божией – она приносит мир и покой душе (Мф. 11:28[228]).
Грехи против надежды: беспечность; самонадеянность, лжеупование; отчаянность. Эти грехи ест углубление порочной жизни.
Беспечность – начальная форма против надежды, она там же, где нет веры в Бога, в воскресение мертвых, в будущую жизнь. Т.к. в таком случае смысл жизни – в чувственных наслаждениях. 1Кор.15:32[229]. Сирах5:8-9[230].
2) самонадеянность – углубление порока сомнения. Здесь вместо надежды на Бога, он надеется на самого себя. Иер.9:23[231]. Иер.9:24[232].
3) лжеупование: также развитие порока самонадеянности. Человек ложно понимает веру, сам не прилагая усилий для исправления своей порочности. Просит славы, богатства, счастья. Иак.4:3[233].
4) отчаяние – нет надежды, к трагическим последствиям: от потери веры в Боге, себя, смысл дальнейшей жизни, не ожидая прощения и помощи Божией.
36) Христианская любовь: ее особое положение среди прочих христианских добродетелей. Грехи против любви. Любовь как духовное состояние.
Особое положение среди других добродетелей: О превосходстве любви пишет ап. Павел: 1Кор.13:13[234].
Таким образом любовь превосходит веру и надежду.
Вера и надежда – добродетели по преимуществу в настоящей жизни. Они не переходят в будущую жизнь.
|
|
Любовь присутствует и в настоящей жизни, и переходит в будущую. 1Кор.13:8[235].
Для нее нет границ на всем пространстве. Под ее влиянием упраздняются вражда и ненависть, она объединяет человечество. 1Кор.13:7[236].
На любви как на главной заповеди зиждется учение Господне.Ин.13:24[237].
От духовно-нравственного развития личности объект любви может быть разным. Но наиболее высший вид – любовь к Богу. 1Ин.4:9[238].
Объясняя силу любви, ап. Иоанн пишет о воплощении Христа.
Показывая превосходство, ап. Павел писал: 1Кор.13:1-3.[239].
Раскрывая свойства христианской любви ап. Павел пишет: 1Кор.13:4 – 7[240].
Будучи всеобъемлющей, любовь вырастает из веры и надежды.Мф.5:48[241].
Единение с Богом через любовь описывает св.ап. Иоанн. 1Ин.4:16-17[242].