Введение

Мы живем в период, когда происходит переоценка событий и явлений, появляются новые оригинальные теории. В процессе модернизации содержания образования вводятся новые курсы, разрабатываются новые программы, учебные пособия, строящиеся на междисциплинарной основе. Такой сравнительно новой учебной дисциплиной стала «Культурология» – комплексная гуманитарная наука, лежащая на стыке философии, истории, социологии, психологии, искусствоведения, этнографии, семиотики и других. Культурология выступает в качестве основания гуманитарных наук, синтезируя и систематизируя их под единым углом зрения. Сегодня имеется ряд учебников, в которых авторы опираются на различные теоретические позиции в отборе и интерпретации учебного материала, а также отражающие научную позицию автора, его интересы или специфику вуза, факультета и пр.

Данная работа представляет собой учебное пособие по культурологии, в котором коллектив авторов рассматривает этническую, национальную и интернациональную культуры, делая акцент на семантическом прочтении символики в архитектуре и народных традициях – праздничных, игровых, в костюме. При этом основополагающим становится понимание того, что культурная самобытность одного народа неотделима от культурной самобытности других народов (речь идет о «законах» культурной коммуникации).

Актуальность пособия диктуется тем, что в мире сложились две проти-воречивые тенденции: с одной стороны, стремление к глобализации в различных сферах бытия социума (территориальных, экономических, образовании и т. п.), с другой, − к дроблению существовавших ранее целостных систем (федеральных союзов, государств и т. д.). С одной стороны, растут и расширяются межнациональные и межкультурные связи, с другой, межкультурный и межрелигиозный диалог превратился в национальную проблему не только в странах с конфессионально неоднородными обществами, но и во всем мире. В целом, обострилось противоборство бинарных оппозиций: «свое» – «чужое», «терпимость» – «нетерпимость» (в религиозных, этнических, бытовых и т. п. сферах). Все это происходит на фоне острых политических и экономических проблем.

Одним из определяющих процессов современной эпохи становится ин-тернационализация жизни человечества. В целом, любой вид интернациона-лизации (мировая религия или светская направленность) социальной жизни подрывает, с одной стороны, автаркические представления о «своей» культуре, противопоставленной «некультуре» иных, а с другой, − нивелирует самобытность этнического и национального наследия. Таким образом, рождающаяся в нашу эпоху общепланетарная цивилизация хотя и предполагает теоретически «мировоззренческий плюрализм», тем не менее, пока не решает проблемы единства человечества во всем многообразии его культурно-исторического опыта и требует как теоретического, так и практического решения. И наиболее важными проблемами в развитии мировой культуры остаются проблемы сохранения, преемственности и взаимовлияния этнического и национального наследия, а также межнационального общения, взаимодействия и единения. Возможно поэтому особую важность в современном мире приобретают когнитивная роль символа и его семантика как универсального языка человечества. Как феномен человеческой культуры символ присутствует во всех формах самопознания и в каждом поле человеческой деятельности. Являясь продуктом человеческого сознания, он, в то же время, содержит в себе непостигаемые в полной мере сознанием идеи, смыслы, принципы, существующие независимо от бытия индивидуума, социума.

Учебное пособие состоит из пяти глав, и изложение материала подчинено логичному переходу от общего, космологического образа, нашедшего отражение через систему символов и знаков в структуре города, храма, к частному – символике различных архитектурных форм, декора, праздничных и игровых образов. Процесс познания мироздания вначале находит воплощение в мифологических представлениях, а затем – в архитектурно-пространственных моделях – храмах, поселениях и жилищах, костюмах, орнаментах и игрушках, цветосимволической модели мира во многих религиозно-философских учениях народов нашей планеты.

Учебное пособие включает в себя изложение теоретического материала, иллюстрации к нему, задания и вопросы для его закрепления и углубленного осмысления. Представленные задания рассчитаны на использование в процессе текущего контроля знаний, в подготовке к итоговому контролю, а также на самостоятельную работу студентов (просмотр и анализ видеофильмов, заполнение таблиц). Данные задания содержат несколько типов, таких как: аналитические, задачи-тесты, творческие.

Так как в пособии имеется много специфических терминов, то к каждой главе прилагается терминологический словарь со схемами, способствующий усвоению материала. В том числе приводятся тексты мультимедийных фильмов – творческих заданий, которые готовятся учащимися в процессе учебной деятельности на основе межпредметных связей – дисциплин культурологического цикла и информатики. Целью их создания является не только поиск формы закрепления полученных знаний, сохранения исследовательских работ и реализации творческих потребностей, но и подготовка учебно-методического наглядного (аудиовизуального) материала для преподавания курсов «Искусство», «Семиотика», «Типология культуры». Поэтому возможно создание электронного варианта данного учебного пособия или приложения с рядом заданий, которые помогут учащимся в освоении изучаемых дисциплин при использовании интегративного подхода в подаче материала на основе углубленного восприятия с помощью ряда сенсорных каналов.

Учебное пособие может быть использовано при изучении общеобразовательных дисциплин «История культуры», «Типология культуры» и «Семиотика культуры» по специальности «Культурология». Также может быть полезно при изучении общегуманитарных курсов «Культурология», «Эстетика» для специальностей «Архитектура», «Искусствоведение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: