Синтез искусств – содружество чувств

(текст к мультимедийному фильму)

Синтез искусств (греч. synthesis – соединение) – органичное соединение произведений разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека (рис. 1.2). Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его выразительных средств различных видов искусств.

Мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве свойства, способствующие всестороннему развитию художественной идеи. Все это оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Основная функция синтеза искусств – возможность эстетически организовывать материальную и духовную среду бытия человека. Это является фактором гармонизации общества. В ходе исторического развития сложились самые разнообразные формы синтеза искусства.

Рис. 1.2. И. Смирнова. Музы
В пространственном синтезе активно участвуют живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, которые, выполняя собственные задачи, также расширяют и помогают глубже воспринимать и истолковывать архитектурный образ.

Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства синтетичны по своей природе. Осуществлению синтеза в этих видах искусства способствует творчество драматурга, актёра, режиссёра, художника, а в кино также и оператора.

Синтез временных искусств, поэзии и музыки, осуществляются во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера...). Но также можно привести примеры содружества, казалось бы, таких несовместимых видов временных и интеллектуальных искусств, как музыка и живопись.

К критериям музыкальности живописи можно отнести: преобладание настроения над сюжетностью, звучание аккордов цвета, ритм пятен в живописи и линий рисунка, декоративность, передача жанров или формы музыкальных произведений в живописи (рис. 1.3).

Критерии живописности музыки включают так называемый цветовой слух (эйдетическое восприятие музыки), которым обладали Вагнер, Моцарт, Римский-Корсаков, Скрябин, а также программность (сопроводительный текст музыкального произведения), передачу музыкальными средствами определенных образов природы.

Рис. 1.3. В.А.Фаворский Ангел рублевской Троицы 1950 г.
С этим связано понятие синестезии (от греч. synaisthesis – смешанное ощущение) – особенность восприятия, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств, сигналы различных органов чувств смешиваются и синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.

Синтез искусств возникает на ранних этапах исторического развития общества как явление, противостоящее процессу постепенного обособления и дифференциации различных видов искусств. Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм – первоначальная нерасчлененность видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. В культурах Древнего Востока виды искусства начинают разделяться и вступать в синтез, который определяется ритуалом и стремлением к грандиозности архитектурных масс и к символическому выражению мировоззренческой идеи эпохи в архитектуре с помощью скульптуры и живописи.

Синтез греческого искусства был отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. Искусства, вступавшие во взаимодействие в античном храме, были отражением представлений о сверхустройстве космоса.

Синтез искусств ярко проявлялся в таких формах как: древнегреческая трагедия, культовые праздники и пиршественные представления, народные и карнавальные зрелища, где слуховые и зрительные впечатления были элементами единого образного целого.

В основе средневекового синтеза искусств лежало стремление к максимально полному выражению главных идей христианского мировоззрения. В основе художественной целостности средневековой культуры находилась идея Бога и Божественного происхождения всего сущего. Синтез искусств в храме являлся не только отражением мировоззрения, но и выполнял смыслообразующую, познавательную, воспитательную, созидающую ценности функции.

В западноевропейских храмах во внебогослужебное время происходили концерты органной музыки. Закрытые школы, готовившие с детских лет певцов и органистов-профессионалов, были очагами музыкального образования, теоритических изысканий (рис. 1.4).

Важной особенностью средневекового искусства является символизм. Живопись и музыка стали неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое.

В Нидерландах образовалась мощная школа хоровой полифонии. Именно на ее основе и опыте росло полифоническое искусство Италии, Франции, Германии, Польши и других стран.

Нидерланды в ХV−ХVI вв. играли важную роль в экономической, политической, культурной жизни Европы. Нидерланды раньше иных государств развернули обширную торговлю и мореплавание, связавшие страну почти со всем миром.

Рис. 1.4. И. Смирнова. Танец
Нидерландские живописцы Робер Кампен, братья Ян и Руберт ван Эйк, позже Питер Брейгель-старший (рис. 1.5), Иероним Босх (рис. 1.6) создали национально-самобытную школу живописи. Живопись с необычной точностью и живостью отражала картины народной и бюргерской музыкальной и театральной жизни.

Невиданный расцвет искусства наступил в начале XIV в., и перед изумленным Западом предстал вновь открытый мир – греческая древность. Образ мира в эпоху Возрождения (Ренессанса) «организован согласно принципу соответствий, то есть символической аналогии, отражающей черты морально-ценностной иерархии мира – зависимость от своего источника и прообраза – бога» (Н. Н. Рубцов).

Рис. 1.5. Питер Брейгель Мужицкий. Автопортрет Около 1525/30–1569 гг.
Дворцово-парковые ансамбли Возрождения явились образцами целостного и гармоничного слияния ре
Рис. 1.6. Иеронимус Босх. Автопортрет Около 1525–1569 гг.
ального пространства архитектуры и условного иллюзорного пространства изобразительного искусства. Их объединяли гуманистические идеалы эпохи.

Живопись Ренессанса исторически более значима, чем музыка. Но и музыка, и поэзия, и живопись воплощают гуманистическое мировоззрение, освобождаясь от подавляющего влияния церкви.

Гуманизм (от лат. humanus, нем. humanismus, фр. humanisme – человеческий; человечный, человеколюбивый):

1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение человеческой личности из-под гнета феодализма и католицизма;

2. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

«Я создал тебя существом не небесным и не земным, чтобы ты сам сделал себя творцом и сам окончательно выковал свой образ» – эти слова Микеланджело вложил в уста Бога, который обращается с ними к Адаму на плафоне в Сикстинской капелле.

Т. Буркхардт определил Ренессанс как «открытие мира человека: «Человек становится духовной личностью и осознает себя таковой». А. Пико дела Мирандолла восклицал: «Человек – это великое чудо!»

Но еще в V в. до н. э. Протагор писал: «Человек есть мера всех вещей: существующих… и несуществующих» (рис. 1.7).

Среди крупнейших представителей Возрождения наиболее сильно верил в безграничные возможности человека Микеланджело Буонаротти. Человек, напрягая свою волю, может выковать свой образ более цельным и ярким, чем сотворила его природа. На полях листа с изображением Давида сохранилась суровая красота поэзии Микеланджело – начальные строки его стиха:

У камня в сокровенной глубине

Порой, как верный друг, огонь таится.

С огнем порою камень хочет слиться,

На миг пропав в клокочущей волне.

В ней отвердев, окрепнув как в броне,

Рис. 1.7. Леонардо да Винчи Квадрат пропорций. XVI в.
Обресть двойную цену, обновиться,

Как та душа, что в силах возвратиться

Из тартара к небесной вышине.

При урбинском дворе было предложено определить черты «кортеджано» – совершенного человека (придворного), который был бы олицетворением образованного общества эпохи Возрождения. Граф Бальдассаре Кастильоне в своей книге «Критикон» написал о человеке – олицетворении великой эпохи: это Человек, в котором физическое совершенство сочетается с духовным. От него требуется самое широкое образование: знание латыни, греческого; он должен быть мастером в делах государственных и философии. Он должен уметь петь и танцевать, понимать музыку и живопись, играть на различных инструментах, обладать познаниями в живописи и рисовании. Он красив и обладает той грацией, которая делает его обаятельным.

Кастельоне считал, что кортеджано должен быть человеком добра и цельным, так как в этом заключены все добродетели. «Красота – как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без добра, то и не может быть красоты без добра».

В искусстве Рафаэля образ совершенного человека нашел свое воплощение в образе Аристотеля в знаменитой фреске «Афинская школа». Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», правой как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Его лицо светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе.

Рис. 1.8. Леонардо да Винчи Автопортрет (1452−1519)
На фреске изображены портреты худож-ников Возрождения: в образе Платона изображен гениальный живописец, ученый Леонардо да Винчи (рис. 1.8), а Эвклида (с циркулем) – архитектор Браманте. Гераклит, сидящий на ступенях в центре, передает образ скульптора и живописца Микеланджело. Почти у самого края фрески в черном берете, художник изображает себя.

Если символом красоты у флорентинцев стал мужественный и прекрасный облик Давида Микеланджело, то у венецианцев в него воплотилась «Спящая Венера» Джорджоне.

Ты истинную видишь красоту,

Но блеск ее горит, все разрастаясь,

Когда сквозь взор к душе восходит он;

Там обретает божью чистоту,

Бессмертному творцу уподобляясь, –

Вот почему твой взгляд заворожен.

Рис. 1.9. Леонардо да Винчи Набросок к картине «Леда с лебедем». 1503−1507 гг.
(Микеланджело Буонаротти) (рис. 1.9).

В эпоху Возрождения художники поняли, что Мадонна – не только мать маленького Иисуса, но и праматерь всего человечества, и за это она заслужила всеобщую любовь, стала предметом всеобщего поклонения. «Сикстинская мадонна» Рафаэля – самая знаменитая картина из всех написанных. Мария идет по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута: простая одежда, ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст и святая Варвара.

О Мария, звезда, зарница,

Сияешь ярче солнца.

Сказать не смею,

О Мария, как ты прекрасна!

О Мария, одета солнцем,

Звездой увенчана,

Луной обута,

Зерцало жизни нашей.

(Джованни Боккаччо) (рис. 1.10).

Венеция славилась своими музыкантами, венецианскую живопись сравнивают с музыкой, отмечая общность этих двух искусств, что, возможно, породило взаимодействие живописи и музыки.

Рис. 1.10. Мандорла. Царица Небесная Мария Австрийский крестьянский календарь (1913 г.)
Живопись Венеции отличает не столько архитектурность и геометрическая точность компо-зиции, взаимодействие объемов и линий, сколько глубокая внутренняя музыкальность.

«В Венеции музыка и живопись были близ-нецами. Им свойствен единый чисто светский дух, они проникнуты единым гедонистическим настроением, их отличает единая по своему существу красочность» [19, 278]. Глядя на полотна Веронезе, Джорджоне, Тициана и других венецианцев, можно говорить о звонкости красок, певучести линий, музыкальности ритмов цветовых пятен, об их общем музыкальном тональном строе.

Отличительной чертой венецианской школы было стремление к торжественности, пышности. Музыка в общественной жизни республики занимала почетное место – она сопровождала не только церковные, но и светские праздники. Великий Леонардо да Винчи изучал теорию резонанса и акустики, сконструировал виолу с приспособлением для точной настройки инструмента.

Флоренция сыграла выдающуюся роль в судьбе Италии. Конфронтация Флоренции и Милана придала культуре Флоренции боевой характер, втянув в борьбу интеллигенцию, и содействовала тому, что гуманисты осознали гражданское и национальное значение того, что отстаивали – свободу, демократию, что символически было воплощено в образе Давида Микеланджело.

Значение Флоренции стало первостепенным для новой литературы гуманистического направления и, в большей мере, для изобразительных искусств. Новые направления в музыке создавались вместе с фресками Джотто, сонеты Петрарки и Боккаччо – когда в поэзии утвердился dolce stil nuovo (итал. – «сладостный новый стиль»), а в музыке – Ars Nova.

Ты смотришь на меня из темноты

Моих ночей, придя из дальней дали:

Твои глаза еще прекрасней стали,

Не исказила смерть твои черты.

Как счастлив я, что скрашиваешь ты

Мой долгий век, исполненный печали!

Кого я вижу рядом? Не тебя ли,

В сиянии нетленной красоты…

(Петрарка) (рис. 1.11).

Рис. 1.11. В.А.Фаворский Шекспир. Сонет. 1538 г.
Синтез искусств барокко (Лоренцо Бернини в Италии, Бартоломео Франческа Растрелли – в России) отмечен особой слитностью и совместной активностью разных видов искусства, их связью с церковными и светскими праздниками, триумфами, спектаклями. Целью синтеза искусств в стилях рококо и классицизма, наряду с монументальными праздничными зрелищами (Ч. Камерон, А. Д. Захаров, К. И. Росси), стало также создание и оформление жилой среды, отвечающей как идеалам, так и бытовым нормам эпохи. Распад общезначимых социальных норм и прежних принципов синтеза искусств нашел противовес в романтических стремлениях создавать «оазисы красоты», «совместные произведения искусства». Они получили практическое осуществление в особняках и общественных зданиях стиля модерн на рубеже ХIХ−ХХ вв., когда идеи синтеза искусств захватили многих художников и архитекторов. В ХХ в. развитие этих идей связано с программой «современного стиля» и с едиными принципами формообразования, позволяющими создавать целостную эстетическую среду для жизненных процессов. И сегодня можно увидеть такие примеры синтеза искусств, как цветомузыка, кино, мультимедийные формы…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: