Словарь терминов

Рис. 1.24. И. Смирнова. Фемида – правосудие
Аллегория (от греч. allзgo-ria – allos – другой, иной; agorey – говорю) – термин появился в древнегреческом, а затем латинском языках для обозначения иносказания как одной из форм условной передачи «отвлеченных понятий или суждений посред-ством конкретного образа». 1. В литературе и изобразительном искусстве: выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном худо-жественном образе; иносказание. 2. Оборот речи или слово, употребляемые иносказательно (говорить аллегориями). Аллегория – «своеобразный дописьменный язык, определенный способ мифологического мышления» (Винкельман).

Аллегория возвышенная – относится к образам в искусстве, ведущим происхождение от греческих мифов.

Аллегория простая – относится к обозначению явлений современности, будь то олицетворение знаний истины, пороков или добродетелей.

Амбивалентность одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляющихся в отношении других лиц, предметов, ситуаций (противоположные значения при трактовке одного и того же знака).

Рис. 1.25. Н. Антипова Дерево. Архетип
Анимизм вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, а также наличие независимой души у людей, животных, растений.

Архетип (печать) – определенные образования архаического характера, включающие как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы (К. Г. Юнг, рис. 1.25).

Архетип культурный – структурный элемент коллективного, бессознательного, первичная модель мышления, древнейший образ, с помощью которого сознание осваивает устойчивые связи реальности и ориентируется в ней.

Атрибутивные характеристики формы: различаются временные (естественная речь, музыка), пространственные, (изобразительное искусство, визуальные знаки, дорожные знаки и т. д.) и смешанные (танец, кино, театр) знаково-символические средства. Их дальнейшая конкретизация может быть осуществлена следующим образом:

v действие (регулирование движения на дорогах, ритуалы, игры как системы значащих действий);

v субстратно-субстанциональные характеристики (например, форма, тип одежды, знаки различия, моды), несущие определенную информацию об эпохе, профессии, стране и др.;

v условная символика (карты, схемы, различные указатели, символи-ческие обозначения), используемая в разных функциях в практической жизни, искусстве, науке.

Гармонический человек – воспринимает мир как упорядоченный Космос, обладающий внутренним совершенством. Культуре этого типа личности чужды идеи преобразования мира и прогресса. В ее представлении мир прекрасен и человек живет в единстве и гармонии с ним. Данные представления лежат в основе, например, культуры античных греков, китайцев и др.

Генезис (греч. genesis – происхождение, становление) – род, происхождение, становление, развитие, например, биогенезис (возникновение или развитие жизни); во второй части сложных слов обозначает «связанный с процессом образования, возникновения и последующего развития» (антропогенез, социогенез, культурогенез и т.п.).

Денотат (референт) – означаемое, представляющее собой материаль-ный объект, а также его функциональное использование (первичная или вторичная денотативные функции).

Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Доместикация – одомашнивание, производимая человеком манипуля-ция над растениями и животными с целью вызвать некоторые генетические или морфологические изменения.

Естественный язык – исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа.

Замещение – знаково-символическая деятельность, целью которой является замещение каких-либо объектов или предметов равноправными предметами. В широком смысле включает все виды деятельности со знаково-символическими средствами.

Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знак естественный вещи или явления природы, указывающие на какие-то другие явления или предметы и рассматривающиеся в качестве носителей информации о них.

Знак функциональный – какой-либо предмет, связь которого с тем, на что он указывает, возникает в процессе чьей-либо деятельности.

Знак языковой – материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), свойство, отношение к действительности. Представляет собой единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающего).

Знаковая функция – развитая форма семиотической функции, предполагающая наличие всех ее составляющих и таких характеристик, как рефлексия, обратимость, инвариантность, интенция.

Рис. 1.26. Арабская вязь Языковой знак
Знаково-символические средства можно определить как форму существования, а также выражения, включающую, кроме того, фиксацию функциональных различий между знаком и символом («обозначение» – в знаке и «выражение» – в символе).

Знамения (символ религиозный) – «это такие предметы и изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений, не изображая их непосредственно» (Л. Лебедев, протоиерей).

Идеографическая система – система, где каждый знак выражает определенные понятия, в том числе в виде зрительных образов и не зависит от словесного обозначения данного образа.

Рис. 1.27. Идеографическая система. Древнеегипетские иероглифы

Имитация (от лат. imitation – подражание) – 1. Воспроизведение с возможной точностью, подражание кому-нибудь, чему-нибудь; 2. Подделка под что-нибудь; 3. Музыкальное повторение мелодии в другом голосе с большей или меньшей точностью.

Индекс (от лат. index – «перст») – знаки, имеющий конкретно указующий характер.

Интернационализм (от лат. internationalisme < inter – между + natio – племя, народ) – идейно-политический принцип, провозглашающий, в противоположность национализму, равенство, солидарность и сотрудничество всех народов (на принципах интернационализма).

Интернационализация – процесс выхода какого-либо явления за рамки одной страны или народа (этноса), в результате чего происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, взаимообогащение накопленным опытом, достижениями, повышение роли общего, интернационального вплоть до формирования межнациональных и межгосударственных объединений.

Искусство – чувственное выражение сверхчувственного, единство созидания, познания.

Канон (от греч. kanon – палка; правило, предписание). 1. Правило, положение какого-нибудь направления, учения. 2. Церковное установление, правило. 3. Церковное песнопение в честь святого или праздника. | | Ср. кант, псалом, тропарь. 4. муз. Музыкальная форма, в которой все голоса хора начинают одну и ту же мелодию разновременно, в строгой последовательности друг за другом.

Канонический – 1. Соответствующий канону (каноническое евангелие); 2. Принятый за образец, твердо установленный (канонический текст).

Картина мира – некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса, что проявляется через философию, литературу, мифологию и т.п., а также через поступки людей и их объяснение своих поступков (С. В. Лурье).

Код в широком смысле понимается как искусственно созданная система. В качестве кода культуры рассматривается как совокупность знаков и смыслов, заключенных в предметах материальной и духовной деятельности (К. М. Хорунженко).

Код рассматривается как:

1) система правил и норм, в основе которых лежит несоответствие между сигналами, знаками и их фиксированными значениями – различными состояниями источников информации, психические образы: понятия, представления;

2) результат кодирования или объект декодирования, код отождествляется с определенной последовательностью сигналов или знаков – с «текстом» или «носителем» сообщений (Д. И. Дубровский);

Выделяется два типа кода:

1) «метаинформация» о сигналах и их возможных соотношениях («алфавит» и «синтактика» кода);

2) «метаинформация» о способах интерпретации этих сигналов («семантика» кода – значение сигналов, составляющих содержание информационных моделей среды).

Кодирование (декодирование) – вид деятельности со знаково-сим-волическими средствами, который заключается в переводе реальности (или текста, описывающего реальность) на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. Знаково-символическая деятельность по передаче и принятию сообщения (коммуникативная функция), использующая любые способы работы (в обоих планах, в раздельных).

Коммуникативная функция обеспечивает общение – передачу сообщения от одного человека другому, декодирование сообщения, считывание информации, посылаемой от одного другому. Критерием эффективности реализации коммуникативной функции является как можно более точное считывание информации.

Конвенциональные символы – в данную группу входит наиболее известный тип символов, используемый в естественных языках, производстве, математике и пр. Причиной сопряжения между ними или знаками и зрительной, естественной основой, служит условное соглашение (классификация Э. Фромма).

Коннотация (референция, сигнификат) (от лат. connotation, connote – «имею дополнительное значение») – означаемое. 1. Эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закрепленного в системе языка) или окказиального характера. 2. Компонент значения, смысла языковой единицы, выступающей во вторичной для нее функции наиме-нования, который дополняет при употреблении в речи ее объективное значение ассоциативно-образном представлении об обозначаемой реалии (денотата).

Миф – 1. Вещественная и чувственно сотворенная действительность, имеющая символический характер с множеством уровней смыслов и сложной иерархией, которые включают дорефлексивное и интуитивное взаимо-отношение человека с реальностью (А. Ф. Лосев); 2. Оформленное выражение бессознательного (К. Г. Юнг).

Мифология – совокупность повествований, отражавших фантастические представления людей о мире, при-роде и человеческом бытии (рис. 1.28).

Микроструктура – сово-купность индивидов и отдельных семей.

Мезоструктура – система групп, образующая внутреннюю структуру этноса, в которую включаются родственные группы, устойчивые территориальные общности (население городских

Рис. 1.28. Апулей. Метаморфозы Амур и Психея
кварталов, деревень и т.п.), а также профессиональные, часто потомст-венные категории.

Моделирование – знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации (познавательная функция) за счет оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные, генетические связи (на уровне сущности). Это опосредствованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная искусственная или естественная система («квазиобъект»), находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте.

Данный метод исследования определенных объектов проводится путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. (рис. 1.29).

Модель (от лат. modulus – мера, образец).

Рис. 1.29. Пятиглавая церковь Св. Бориса и Глеба XVI в.
I. 1. Образец какого-нибудь изделия. 2. Образец для изготовления чего-нибудь. 3. Воспроизведение или схема чего-нибудь в уменьшенном виде по сравнению с оригиналом или в натуральную величину (например, модель самолета. 4. Одушевленная или неодушевленная модель – тот, кто или то, что служит объектом воспроизведения для художника, скульптора (фотомодель; работать моделью у известного художника; старая усадьба может служить моделью для съемок фильма).

II. В языкознании модель – искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение кого-либо другого («настоящего») устройства (оригинала) в лингвистических целях. Данное моделирование предполагает использование абстракции и идеализации.

Нация – исторически сложившаяся этносоциальная общность людей (полиэтническая или этнически однородная), базирующаяся на общности экономической жизни в ряде случаев общей территории с определенными границами, признаваемыми другими народами, единого семиотического поля (системы знаковых средств, известных всем представителям той или иной нации) и психологических особенностях (А.С. Кармин).

Национальная культура – совокупность верований, ценностей, норм и образцов поведения, характерных для какой-либо нации или государства в целом. Создателем национальной культуры, в отличие от этнической, выступает духовная элита общества: философы, ученые, писатели, художники.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Религия – мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Объектификация – отчуждение от ситуации и обобщение в рамках «функции изображения» или «репрезентации».

Означаемое – содержательная сторона языкового знака, представляющего собой, по Ф. де Соссюру, комбинацию понятия (означаемого) с акустическим образом – означающим («содержанием» и «выражением»).

Означающее формальная сторона языкового знака, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной – означаемым.

Паттерн (англ. pattern от лат. patronus – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) – в современной методологии социогуманитарного знания термин, близкий по содержательным и смысловым характеристикам к понятию «концепция» и трактуемый как коннотативный к таким концептам, как «прозрение», «базовая интуиция», «умозрительное видение».

2. В психофизиологии – «узор», структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов. Под паттерном в центральной нервной системе понимается конкретный состав систем, по отношению к которым специализированы нейроны данной структуры, количественное соотношение нейронов, принадлежащих к разным системам.

Петроглифы – малоизученные системы письменности архаических племен – высеченные или нарисованные на скалах изображения отпечатков ног, рогатых антропоморфных ликов, личин-масок, созданные для передачи сложных идей и понятий в обрядах инициации (рис. 1.30).

Познавательная функция (гносеологическая) – знаково-символических средств нацелена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека, результатом которой является новое знание о мире.

Прагматика – раздел семиотики, изучающий отношение знака к человеку.

Рис. 1.30. Водоплавающая птица и мировое яйцо Онежский петроглиф II тыс. до н.э.
Презентация объекта воспринимающему его субъекту представляет собой, со стороны структуры информационной цепи, жестко детерминированный каузальный ряд, характерный для сигнального типа связи. В роли сигнала в этом случае выступает какое-то естественное свойство или отношение, служащее признаком или симптомом презентируемого явления и связанное с ним объективной естественной зависимостью.

Репрезентация информационная цепь без присутствия самого объекта в качестве источника информации. В этом случае им может быть не объект, а другой субъект − отправитель этой информации.

Семантика (от греч. semanticos – обозначающий) I. 1. Значение, т.е. все содержание, любая информация, передаваемые языком или другой знаковой системой или какой-либо единицей, отдельным знаком той или иной семиотики (словом, жестом, цифрой, эмблемой и т.д.); 2. Наука о значениях (междисциплинарная лингво-семиотическая и логико-психологическая область исследований).

II. 1. Смысловая сторона единиц языка – слов, частей слова, слово-сочетаний (лингвистическая семантика); 2. Раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения смысла, т. е. правила интерпретации знаков и составление из них выражений, отношение знака к значению; 3. Раздел семиотики, исследующий отношение логических знаков к понятиям и предметам действительности – референтам (логическая семантика).

Семиотика (от греч. semeion – знак, признак) или семиология. Первоначально термин семиотика применялся для нормальной, логико-математи-ческой линии, а содержательная, предметная, линия по европейской традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.

I. 1. Научная дисциплина, изучающая oбщee в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) сметем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (гл. образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т. п.), в природе (коммуникация в мире животных или самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие предметов; логическое рассуждение); 2. Система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики в первом значении (например, С. данного фильма; С. лирики А. Блока; С. обращений, принятых в русском языке, и т. п.).

II. 1. Знаковая (семиотическая) система; 2. Наука о знаках и знаковых системах, включающая как системы связи в мире животных, так и разнообразные (естественные и искусственные) семиотики, используемые в человеческом обществе, например, этнические (естественные) языки, мимика, жесты; ритуал и этикет; музыка, танец, кино и другие виды искусства; специальная символика в математике, физике, химии, шахматах, на географических картах; язык (правила построения и чтения) чертежей и схем; алгоритмические языки программирования; гербы, флаги, опознавательные знаки судов, знаки различия военных и других людей в униформе; знаки дорожного движения, морская сигнализация и др.

Семиотическая функция, под которой Ж. Пиаже понимает «приобретаемую на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, т. е. обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых».

Сигнал – процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или не сознаваемое), несущее сообщение о каком-то событии и ориентирующее живую систему относительно этого события (→ раздражитель).

Символ – концентрированная условная абстрактная форма отражения и

фиксации научных (или религиозных) знаний человека при помощи стилизованного знака.

Символ религиозный – определяется в качестве знака, соответствующего «своему небесному или Божественному первообразу», который «имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым исполняет свое предназначение» Предметные, или вещественные, церковные символы подразделяются на знамения (знаки) и образы (Л. Лебедев, протоиерей, рис. 1.31).

Символическая функция – начальный уро-вень развития семиотической функции, когда можно говорить лишь об объективном существовании разделения двух планов (обозначаемого и обозначающего).

Символическое изображение – это понятие заключает в себе не абстракцию знания, а, наоборот, его предельно ограниченной конкретизацией, поскольку каждое символическое изображение строго соответствует совершенно определенному конкретному, единственному объекту, который оно символизирует.

Рис. 1.31. Престол с семисвечником
Символы классические – простейшие геометрические знаки или фигуры, сложившиеся как сис-тема в античное время, которая была дополнена и канонизирована в эпоху средневековья. С тех пор стала применяться для обозначения в науке и поли-тике универсальных и фундаментальных понятий.

К классическим символам относятся как архаичес-кие, утратившие значение после средних веков, так и универсальные класси-ческие символы, используемые до настоящего времени и послужившие осно-вой для создания части современных прикладных или технических символов (В. В. Похлебкин, рис. 1.32).

Символы конвенциональные – в данную группу входит наиболее известный тип символов, используемый в естественных языках, производстве, математике и пр. Причиной сопряжения между ними или знаками и зрительной, естественной основой служит условное соглашение. Под связью подразумевается независимость формы знака от обозначаемого им объекта, что улучшает выполнение семиотической задачи – репрезентации (Э. Фромм).

Рис. 1.32. Этнический орнамент. Вышивка
Символы прикладные – все те условные знаки, которые возникли на протяжении развития наук и искусств для обозначения разных специальных понятий в этих отраслях знаний. Сюда относятся математические символы, знаки Зодиака, астрономические символы, символы алхимиков, музыкальные и т.п. Из современных прикладных С. известны топографические, генеалогические, военно-морские и т. д. (В.В. Похлебкин, рис. 1.33 – 1.35).

Символы случайные – это символы, в которых отсутствует связь между означающим и денотатом, которые возникают в процессе случайных контактов и образуются при помощи личных ассоциаций и опыта. Поэтому, в отличие от конвенциональных символов, используемых в группах, их можно назвать личными символами. (Э. Фромм).

Рис. 1.35 Бог Ашшур на крылатом Солнце. Ассирия Около 890 г. до н.э.

Рис. 1.34. Круг, треугольник, гексаграмма и Меркурий-золото 1678 г.
Рис. 1.33 Герб смерти Книга святынь Вена. 1502 г.

Символы универсальные – это символы, в которых существует внутренняя связь между самим символом и тем, что он символизирует, одинаково воспринимаемые не только группами и индивидуумами, но и всем человечеством (Э. Фромм).

Синтактика (синтаксис) − раздел семиотики, рассматривающий отно-шение знака к знаку (взаимоотношение знаков) на абстрактном уровне.

Системность – общее ее понимание предполагает наличие единиц син-таксиса, иерархическую структуру, уровни (семантический, синтаксический, прагматический).

Слово – двусторонняя единица языка, репрезентирующая предмет, свойство, отношение к действительности.

Стилистика – манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора и комбинации используемых языковых средств (три стиля языка: «высокий» – язык эпоса и трагедий, «средний» − лирики, «низкий» − комедии).

Страты социальные группы.

Субпрограммы – это структуры отражения, которые либо уже использовались ранее, либо остаются в порядке свободного конструирования, исходя из известных элементов отражения.

Схематизация – знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющаяся одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального планов. В учебной деятельности наиболее распространено применение схем для ориентировки в решении задач.

Рис. 1.36. Голова змеи с оперением. Храм Теночтитлана Мехико-Сити
Тотемизм (англ. totem от яз. индейцев оджибва) – этн. 1. Животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили религиозным символом, объектом религиозного почитания. 2. Герб племени с изображением такого символа (рис. 1.36).

Традиция (от лат. tradition – передача, предание) – элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, те или иные, традиции.

Традиции культурные – стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении определенного времени, либо в различных типах культур. Таким образом осуществляют связь времен и знаменуют избирательное овладение культур наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач.

Традиционная культура – культура, которая имеет безавторское происхождение, воспринимается как искони существующая и передающаяся путем устной и невербальной коммуникации; изменения в традиционной культуре происходят медленно, постепенно и не фиксируются этническим коллективным сознанием.

Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы, над ним всецело властвуют вековые традиции (обычаи, запреты). Такое общество не склонно к принятию каких бы то ни было новшеств.

Транскультура (от лат. trans – сквозь, через) – качественно новая культура, которая возникает в процессе диалога культур, так как представляет собой не просто арифметическую сумму культур, а органичное их единство.

Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Художественный символ – 1. Образ в высшем его проявлении, который содержит в себе выражение социокультурных отношений и определяет специфическое качество, возникающее в процессе художественной деятельности

(Н. Н. Рубцов); 2. Произведение искусства (рис. 1.37), как нечто сверхличностное, является подлинным символом, имеющим социальную значимость, поскольку в нем происходит «цельное интуитивное схватывание», коренящееся в коллективном бессознательном (К. Г. Юнг).

Рис. 1.37. А. Дюрер. Битва архангела Михаила с сатаной. Фрагмент. 1498 г.
Экспликация (от лат. xplicatio – истолкование, объяснение) − разъяснение, представление чего-нибудь в явном, наглядном виде.

Эмблема – это «нарисованная» идея, то есть идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых как бы зашифровано их условное, традиционное значение, о котором существует, так сказать, молчаливая договоренность, общее понимание либо в масштабе целой страны, региона или всего мира, либо в масштабе более узкой географической или общественной, социальной общины (рис. 1.38). Эмблемы содержат конкретные изображения фигур, то есть таких конкретных объектов, тематический диапазон которых чрезвычайно широк, например: изображение любого живого существа (от червя и насекомого до человека), или любого неодушевленного предмета (от гвоздя до танка и самолета или крупнейших и знаменитейших сооружений, например статуи Свободы в США или Спасской башни Кремля), или любого мифического, фантастического, сказочного существа (кентавра, единорога, русалки, дракона и др.), относительно которых имеется исторически сложившееся международное согласие или традиция насчет формы или вида их изображения (В. В. Похлебкин).

Этническая группа – 1. Совокупность характерных культурных черт этнической группы, которые уподобляются национальности данного народа − этническому «портрету»; 2. Часть более широкого социокультурного окружения, с которым, в силу своих специфических черт (определяющихся как «этничность») находится в конфронтации в той или иной мере (С. В. Лурье).

Этническая культура – достаточно устойчивая, сохраняющая преемственность на основе комплекса культурных парадигм, в своей динамике и в зависимости от внешних условий, принимающая различные формы.

Этнос (от греч. еthnos – племя, народ) – это 1. Совокупность «людей, связанных общими обычаями – нация» (Winthrop R. H.); 2. общность людей, субъективная тождественность (идентичность) которой держится на воспроизведении её особенностей народом, отличном от других по самоназванию, языку, образу жизни и другим компонентам его культурно – исторического своеобразия («Краткий этнологический словарь»).

Рис. 1.38. Эмблемы
Язык основная общественно значимая (опосредованная мышлением) форма отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. форма хранения знаний о действительности (эпистемиологическая функция), а также средство получения нового знания (познавательная, или когнитивная функция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: