Нарушение фонематического восприятия может сопоставляться с нарушением звукопроизношения у ребенка, а так же сочетаться с удовлетворительным звукопроизношением (на момент обследования). Но в любом случае это нарушение влияет на формирование навыков чтения и письма.
Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз.
Ребенок выполняет инструкцию: "Послушай внимательно и повтори то, что я сказала".
При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал ("цепочку" слогов, "цепочку" слов и т.д.) и в той же самой последовательности.
Если ребенок не произносит или произносит с заменой необходимый звук, необходимо его произнесение заменить на какое-либо условное движение или графическое изображение (условный знак или буква).
Звуко-слоговый материал должен быть систематизирован по степени сложности. *
Фиксируются особенности различения воспринимаемых звуков по фонетическим группам, как внутри них (соноры, свистящие, шипящие), так и в смешанной группе (свистящие - шипящие).
|
|
Так же фиксируются нарушения восприятия звонких - глухих, твердых - мягких согласных и проторного звука х со взрывным к.
Звуковой анализ и синтез слова также используется для проверки различения звуков (см. раздел "Письменная речь").
Обследование словарного запаса
Необходимо специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный (см. раздел "Обследование понимания речи").