При «легкой» посадке на мель, когда потеря водоизмещения не превышает нескольких сотен тонн, делается попытка самостоятельно сняться с мели.
Предварительно выполняются следующие мероприятия:
- промеры глубин вокруг судна, определение потери осадки и наиболее благоприятного направления движения судна на глубокую воду;
- рассчитывают потерянное водоизмещение, нагрузку на грунт и необходимое тяговое усилие;
- проверка исправности винто-рулевой группы;
- ликвидация водотечности корпуса и осушения отсеков;
- рассчитывают максимальное тяговое усилие, которое могут создать главный двигатель и брашпиль.
Рекомендуется сразу же давать самый полный ход назад на 5 - 10 минут, затем «стоп» и через несколько минут снова СПХН. При работе двигателя рекомендуется раскачивать судно перекладкой руля с борта на борт.
Если не выполняется соотношение
то попытки к самостоятельной съемке судна с мели приведут к намыву грунта под корпус, неблагоприятному развороту судна к малым глубинам и к другим отрицательным последствиям.