Неоинституциональный подход. Неоинституциональный подход берет свое начало в классическом институцио-нализме XIX в., который в центр исследования политики ставил проблему государства как базового политического института. Американский институционализм базировался на немецкой традиции, а американские исследователи государства считали своими учителями немецких теоретиков XIX в. И. Блюнчли, Ф. Либера (переехал в США) и Т. Вулси и довольно успешно применяли в своих исследованиях политики концепции государства и его отдельных институтов. Именно у институционалистов в 50- 60-е гг. XX в. перехватили инициативу сторонники системного анализа, именно они предложили как альтернативу теориям государственных институтов свои теории политических систем.
В 80-е гг. XX в. институционалисты, опираясь на достижения социологии, экономики, политических и правовых наук, попытались взять реванш. Неоинституционалисты У. Розенау, Н. Пулантцас, М. Манн критиковали сторонников системного подхода за снижение эффективности исследований, за методологический тупик, в который зашли теоретики политических систем, за слишком высокий уровень абстракции их исследований и отрыв от реальности. Действительно, в политической реальности, в законах и конституциях, в международных правовых документах речь шла о государствах, а не о политических системах. В ходе дискуссии, которая состоялась в Совете по изучению общественных наук (США), приоритет над концепцией государства получила концепция политической системы, которую горячо отстаивали Истон и Алмонд. Они настаивали на универсальном характере концепции политической системы, применимой в любой стране и регионе, в то время как коли-
|
|
1 См: .Эндрейн Ч. Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000, с.19-20.
чество и разнообразие государств быстро растет и вместе с этим теряется и всеобщность применимости концепции государства. Но, с другой стороны, на исследования неоин-ституционалистов тоже не было наложено табу.
Неоинституционалисты под институтом стали понимать не только государственное учреждение, но определенный набор, если угодно, систему норм и правил, регулирующую поведение людей в данной области. Они, подразделяя государственные институты на составные части, тоже представляли их как некую политическую систему. Кроме того, неоинституционалисты отдавали должное новым негосударственным образованиям - группам давления, корпорациям, клиентелам, кликам, отношениям родства, оказывающим воздействие на политику.
Именно в это время в общественных науках в СССР было введено компромиссное понятие «политическая организация общества», которое включало в себя законодательную и исполнительную власть, суды и политические партии. Другие понятия - «политические отношения», «политические нормы и традиции», «политическое сознание» - вкупе с политической организацией общества и составляли его политическую систему1.
|
|
Полевой подход. Автор теории политического поля французский социолог П. Бурдье дает такое определение: «Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру попя в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители в силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства поддерживают со своими доверенными лицами, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями»2. Политическое поле, по представлению Бурдье, это место, где в конкурентной борьбе между представителями различных политических сил рождается политическая продукция: проблемы, программы, события, комментарии, концепции, теории. Главными действующими лицами, агентами политического поля выступают профессиональные полити-
1 См. например: Бутенко А.П. Политическая организация обще
ства при социализме. М., 1981.
2 Бурдье П. Социология политики. М., 1993, с 180-181.
ки, журналисты, политические комментаторы и теоретики. Именно они являются производителями политической продукции; рядовые граждане, не имеющие необходимого свободного времени и культурного капитала, остаются потребителями политического поля.
Пространство политического поля, по Бурдье, может быть представлено в двух осях координат: 1) экономический и культурный капитал и 2) объем капитала. Таким образом, положение социальной группы в политическом пространстве зависит от накопленных ресурсов, в первую очередь образовательных и финансовых. Такое положение, которое включает социальные, биологические свойства личности (социальной группы), ее социальный статус, экономическое положение, образование и доступ к информации, Бурдье называет габитусом. Понятие «габитус» не сводится к социологическому понятию «статус», оно отражает положение личности или социальной группы в политическом пространстве. «Габитус есть инкорпорированный класс... он отличается...от класса, объективированного... по тому, как воспроизводит различные состояния материальных условий существования»1. С помощью этого понятия Бурдье осуществляет дифференциацию политического поля: совокупность габитусов всех социальных групп общества и образует политическое пространство. Этикетками или маркерами определенных участков поля политики служат названия газет. Для политического поля Франции, например, это будут такие левые издания, как «Юманите», «Нувель обсерватер», «Монд», и правые: «Фигаро», «Экспресс», «Пуэн», «Аврора».
Другие авторы-сторонники полевого подхода рассматривают одновременно несколько полей, например, социальное, электоральное, политическое, парламентское поля. Полевой подход также расширяет политическое пространство, включая туда фактически всех избирателей. Сильной его стороной является многоуровневая дифференциация граждан на нескольких полях и по нескольким переменным. Слабой стороной такого подхода оказывается почти полное отсутствие представлений о процессах политического управления, которые хорошо просматриваются во всех схемах политических систем.
1 Бурдье П. Социологии политики, с. 126