Электрический указатель поворота предназначен:
1. Для измерения направления и скорости разворота самолета относительно вертикальной оси.
2. Для определения направления скольжения.
3. Для измерения приблизительных углов крена γ при координированных разворотах самолета.
Принцип действия прибора основан на использовании свойств гироскопа с 2-мя степенями свободы (см. рис. 27).
Внутренняя рама гироскопа удерживается двумя пружинами 7, При развороте самолета под действием гироскопического момента, рама разворачивается, преодолевая действия пружины до тех пор, пока момент пружины и гироскопический момент не сравняются: Мг = Мпр.
Внутренняя рама, разворачиваясь, поворачивает стрелку.
Рис. 27 Кинематическая схема электрического указателя поворота ЭУП-53
Для измерения скольжения самолета используют указатель скольжения, который представляет собой стеклянную трубку, заполненную жидкостью (толуол). Внутри имеется черный стеклянный шарик, который свободно движется внутри трубки под действием двух сил: тяжести и центробежной.
|
|
Если во время разворота самолета с угловой скоростью ωy сила тяжести и центробежная сила будут равны, то даже при крене самолета шарик будет в центре, и скольжения самолета не будет. Это означает, что разворот самолета координированный.
Рис. 28 Действие сил на шарик при координированном развороте
В условиях координированного разворота угол крена γ, угловая скорость разворота самолета ωy и скорость V взаимосвязаны:
То есть при фиксированной скорости самолета указатель на лицевой части прибора в условиях координированного разворота, измеряя с помощью двухстепенного гироскопа угловую скорость разворота самолета ωy, может измерять угол крена самолета γ.
Таким образом, электрический указатель поворотов используется как основной пилотажный прибор для пилотирования самолета, а также в качестве резервного для измерения угла крена при отказе основных авиагоризонтов.
Рис. 29 Лицевая часть ДА-30 и ЭУП
В комбинированном приборе ДА-30 установлено одновременно два прибора: электрический указатель поворотов и вариометр (см. рис. 29).