1) разделение труда на программирующую и исполнительскую деятельность (начальник – подчиненный)
2) с увеличением числа подчиненных возникает проблема контроля.
Файоль сформулировал законы, которые в классической школе носят названия:
1) закон делегирования полномочий – скалярная цепь, по которой приказы проходят вниз;
2) закон координации средствами иерархии – обеспечение контроля, сохранив централизацию управления.
Файоль делит всех представителей управления на два класса:
1) управленцы/линейные руководители – те, кто руководит людьми, выпускающими продукцию или услуги;
2) функциональные управленцы/инженеры – обеспечивают условия для управления.
Структура, которая позволяет совместить разбиение на функциональных и линейных специалистов с принципом централизации получила название линейно-штабной
Характерны отличия этой структуры:
§ комбинация линейной и штабной,
§ функциональные специалисты лишены права отдавать указания вниз по иерархии (решен позиционный конфликт)
|
|
Файоль впервые вводит понятие коммуникация:
1) В формальной организации он сводит все коммуникации к коммуникации по поводу принятия решений.
2) Это всегда коммуникации вертикальные (либо сверху вниз, либо снизу вверх).
3) Они формальные, то есть это отношения между позициями, а не между людьми.
Два первых принципа формальной коммуникации:
a. при передаче информации ни одно из управленческих звеньев не должно быть пропущено;
b. при коммуникации на одном уровне возможна прямая передача информации – «мостик» Файоля.
Принципы управления А. Файоля:
1) Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения заданий рабочим)
2) Единство распорядительства (распоряжение только от лица одного руководителя и подотчетность только одному руководителю)
3) Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей)
4) Цепи взаимодействия – scalar chain (четкое построение цепей следования команд от руководителя подчиненным)
5) Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты)
6) Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации)
7) Порядок (все должны знать свое место в организации)
8) Равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму)
9) Инициатива (менеджеры должны поощрять и давать подчиненным достаточно свободы для выдвижения новых идей)
10) Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать наилучший лучшие результата)
|
|
11) Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей)
12) Стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации, частая смена персонала не эффективна)
13) Подчинение индивидуальных интересов общим (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не преобладали над интересами организации в целом)
14) Корпоративный дух (единение персонала, создание атмосферы совместных действий).