Условия возникновения организации

1) разделение труда на программирующую и исполнительскую деятельность (начальник – подчиненный)

2) с увеличением числа подчиненных возникает проблема контроля.

Файоль сформулировал законы, которые в классической школе носят названия:

1) закон делегирования полномочий – скалярная цепь, по которой приказы проходят вниз;

2) закон координации средствами иерархии – обеспечение контроля, сохранив централизацию управления.

Файоль делит всех представителей управления на два класса:

1) управленцы/линейные руководители – те, кто руководит людьми, выпускающими продукцию или услуги;

2) функциональные управленцы/инженеры – обеспечивают условия для управления.

Структура, которая позволяет совместить разбиение на функциональных и линейных специалистов с принципом централизации получила название линейно-штабной

Характерны отличия этой структуры:

§ комбинация линейной и штабной,

§ функциональные специалисты лишены права отдавать указания вниз по иерархии (решен позиционный конфликт)

Файоль впервые вводит понятие коммуникация:

1) В формальной организации он сводит все коммуникации к коммуникации по поводу принятия решений.

2) Это всегда коммуникации вертикальные (либо сверху вниз, либо снизу вверх).

3) Они формальные, то есть это отношения между позициями, а не между людьми.

Два первых принципа формальной коммуникации:

a. при передаче информации ни одно из управленческих звеньев не должно быть пропущено;

b. при коммуникации на одном уровне возможна прямая передача информации – «мостик» Файоля.

Принципы управления А. Файоля:

1) Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения заданий рабочим)

2) Единство распорядительства (распоряжение только от лица одного руководителя и подотчетность только одному руководителю)

3) Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей)

4) Цепи взаимодействия – scalar chain (четкое построение цепей следования команд от руководителя подчиненным)

5) Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты)

6) Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации)

7) Порядок (все должны знать свое место в организации)

8) Равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму)

9) Инициатива (менеджеры должны поощрять и давать подчиненным достаточно свободы для выдвижения новых идей)

10) Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать наилучший лучшие результата)

11) Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей)

12) Стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации, частая смена персонала не эффективна)

13) Подчинение индивидуальных интересов общим (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не преобладали над интересами организации в целом)

14) Корпоративный дух (единение персонала, создание атмосферы совместных действий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow