Централизация и децентрализация полномочий

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Понятия централизации и децентрализации относятся к иерархическим уровням принятия управленческих решений. Централизация означает, что властные полномочия по принятию решений концентрируются на верхних уровнях управления организации. При децентрализации властные полномочия по принятию решений перемещаются в направлении нижних уровней организации. Оптимальный уровень принятия решений может быть выбран по результатам проводимых в организации экспериментов.

Децентрализация уменьшает нагруз­ку на высшее руководство, позволяет более эффективно использовать квалифи­кацию и способности работников, способствует принятию решений на местах хо­рошо информированными сотрудниками, позволяет ускорить реакцию организации на внешние изменения.

Но наличие данной тенденции отнюдь не означает, что децентрализация являет­ся панацеей от всевозможных проблем. Руководители должны проанализировать ситуацию в организации и выбрать такой уровень принятия решений, который наи­лучшим образом удовлетворяет ее потребности. К факторам, определяющим соот­ношение централизации и децентрализации, относятся следующие:

1. Необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствуют децентрализации. Вспомним операцию вооруженных сил США в Ираке «Щит пустыни». В течение первой недели ее прове­дения высоко децентрализованная тактическая авиация США в два раза перекрыла установленные планы переброски подразделений, в то время как другие, более централизованные рода войск не справились с выполнением поставленных задач.
В силу того что большинство компаний оперируют в условиях интенсивной глобальной конкуренции, неопределенности внешней среды, они делают акцент на децентрализацию.

2. Соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватным стратегии фирмы. Например, в компании Johnson & Johnson все ее 168 операционных отде­лений практически самостоятельны в разработке и маркетинге товаров. Децентрали­зация адекватна корпоративной стратегии наделения властью, когда каждое отделение фирмы непосредственно взаимодействует с потребителями и получает возможность быстро адаптироваться к их изменяющимся потребностям.

3. В период кризиса или в случаях возникновения непосредственных угроз властные
полномочия, как правило, концентрируются в руках высших менеджеров органи­зации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: