Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену

• Власть, основанная на вознаграждении. Источником такой власти является доступ к ресурсам, позволяющим поощрять подчиненных. Менеджеры в организациях располагают широким выбором поощрений: повышение жалованья, продвижение по службе, привлекательные назначения, повышение ответственности, новое оборудование, похвала, обратная связь и признание.

• Власть, основанная на принуждении. Источником такой власти является страх. Располагать такой властью можно в тех случаях, когда подчиненные действительно убеждены в том, что нежелательный для них исход ситуации непременно наступит, если располагающий этой властью человек не получит желательного исхода ситуации для него от них (подчиненных). Примером такой власти может быть угроза наказания в случае невыполнения того, или иного задания в срок.

• Легитимная власть. Существуют три способа получения легитимной власти, то есть три источника:

 Культурные ценности, которые доминируют в обществе, к примеру, в восточных странах в качестве начальника мужчина среднего возраста будет обладать куда большей легитимной властью, нежели более молодая женщина;

 Признанная социальная структура. Здесь имеется в виду существование так называемого правящего класса. То есть, приходя на работу, мы наделяем начальство легитимной властью;

 Власть лица, или группы лиц, переданная агенту, или представителю. Примерами обладателей такого типа легитимной власти являются избранные должностные лица, председатель комитета, член совета директоров корпорации, представитель профсоюза или комитета управляющих. В трех перечисленных источниках сохраняется единство, так как основным источником такого рода власти является статус, будь то формальный, или неформальный.

• Референтная власть. Такая власть основывается на желании индивида отождествлять себя с источником власти. Подчиненным хочется быть похожим на руководителя, они им восхищаются, кажется, они пойдут за ним на край света.

• Экспертная власть. Данный вид власти основан на высоких профессиональных знаниях руководителя и его компетенции. Экспертная власть непосредственно зависит от того, насколько другие ценят опыт и знания, которыми обладает претендент на власть, к тому же, здесь важно отметить, что все источники власти зависят от ее восприятия лицом, на которого она направлена, однако экспертная власть зависит от этого в еще большей степени, чем остальные. В частности, человек, являющийся объектом экспертной власти, должен чувствовать, что ее носитель заслуживает доверия, надежен и релевантен, иначе властные полномочия не будут переданы эксперту.

Как усиливать и поддерживать власть Как использовать власть эффективно
Легитимная власть
  • Добивайтесь большего числа формальных полномочий
  • Используйте символы власти
  • Заставьте людей признавать власть
  • Постоянно используйте свои полномочия
  • Принимайте адекватные способы отдачи распоряжений
  • Подкрепляйте полномочия поощрительной и принудитеьной властью
 
  • Отдавайте поручения вежливо и внятно
  • Объясняйте причины поручений
  • Не выходите за рамки своих полномочий
  • При необходимости подтвердите полномочия юридически
  • Будьте восприимчивы к тревогам подчиненных, связанных с выполнением задач
  • Последовательно контролируйте выполнение поручений
  • Если необходимо, настаивайте на выполнении поручений
Поощрительная власть
  • Выделите то, в чем нуждаются и чего хотят люди
  • Добивайтесь большего контроля над системой поощерний
  • Убедитесь, что люди знают о том, что вы контролируете поощрения
  • Не обещайте большего, чем вы можете предоставить
  • Не манипулируйте поощрением
  • Избегайте сложных стимулов
  • Не используйте поощрения для личной выгоды
 
  • Предложите желаемое поощрение
  • Поощряйте справедливо и этично
  • Объясните критерии обеспечения поощрения
  • Обеспечьте обещенное поощрение
  • Используйте вознаграждение символически для закрепления желаемого поведения
Экспертная власть
  • Получите больше соответствующих знаний
  • Поддерживайте постоянную информированность по техническим вопросам
  • Создайте специальные источники получения информации
  • Используйте символы для подтверждения компетенции
  • Демонстрируйте компетентность, решая сложные задачи
  • Не делайте небрежных скоропалительных заявлений
  • Не лгите и не искажайте факты
  • Не меняйте часто своих позиций
 
  • Поясните причины своей просьбы
  • Объясните ее важность
  • Приведите подтверждение того, что предложение будет успешным
  • Серьезно относитесь к беспокойству, связанному с выполнением задач
  • Демонстрируйте уважение к цели (не будьте высокомерным)
  • В критической обсиановке действуйте уверенно и решительно
Референтная власть
  • Демонстрируйте одобрение и положительное отношение
  • Поддерживайте людей и помогайте им
  • Не манипулируйте людьми и не используйте их в личных интересах
  • Защищайте интересы других и при необходимости поддерживайте их
  • Сдерживайте обещания
  • Демонстрируйте самопожертвование, чтобы показать важность дела
  • Используйте формы искренней благодарности
 
  • Используйте личные контакты, когда это необходимо
  • Укажите, что просьба важна для вас
  • Не просите о личном одолжении, выходя за рамки сложившихся отношений
  • Покажите пример надлежащего поведения
Принудительная власть
  • Определите возможные виды наказания, чтобы не допустить недойстойного поведения
  • Добейтесь полномочий, связанных с использованием наказания
  • Не высказывайте поспешных угроз
  • Не манипулируйте принуждением
  • Используйте только те наказания, которые являются законными
  • Используйте наказания в соответствии с тяжестью поступка
  • Не используйте принуждение для личной выгоды
 
  • Сообщите о цели правил и наказаний
  • Сделайте достаточные предупреждения
  • Изучите ситуацию перед использованием наказания
  • Оставайтесь спокойным т доброжелательным, невраждебно настроенным
  • Поощряйте улучшения во избежание потребности в наказании
  • Требуйте своевременного выполнения задания для улучшения работы
  • Управляйте дисциплиной конфиденциально – не делайте замечаний перед всем коллективом

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: