Требования к помещениям, размещению оборудования ингалятория

4.1. Помещение групповой ингаляции должно быть изолированным. Стены помещения должны быть облицованы на высоту 2 м глазурованной плиткой, пол покрыт линолеумом, потолок - известкой.

4.2. Площадь помещения, температурно-влажностный режим и вентиляция должны быть в соответствии с СНиП 11-69-78*(8) (4 м2 на 1 место, но не менее 12 м2 при наличии 1 места, температура в пределах +20 °С, приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает 8 - 10-кратный обмен воздуха в час).

4.3. Компрессор следует устанавливать в подвальном или полуподвальном помещении.

4.4. В индивидуальном ингалятории электрический дезинфекционный кипятильник для кипячения наконечников и масок должен быть установлен в вытяжном шкафу.

5. Требования к помещениям, размещению оборудования и организации
рабочих мест в водолечебницах

5.1. Для водолечения должно быть выделено изолированное помещение в соответствии с СНиП 11-69-78*(8).

5.2. Высота помещений в водолечебницах должна быть не менее 3 м. Стены водолечебных залов должны облицовываться глазурованной плиткой, пол - метлахской плиткой, потолок - покрываться известкой. Пол должен иметь уклон не менее 1 см на 1 м в сторону трапа. Трапы оборудуются в углах зала.

5.3. Электрическая проводка и пусковые устройства в помещениях, связанных с проведением водных процедур, выполняются специальной арматурой, обеспечивающей герметичность.

5.4. В водолечебных залах должна быть самостоятельная приточно-вытяжная вентиляция с кратностью обмена воздуха в час +3 - 5, включаемая из комнаты медицинского персонала, и с подогревом воздуха. Температура воздуха должна быть в пределах +23 - +25 °С, относительная влажность не выше 60 - 65%.

5.5. Ванны в водолечебницах могут быть размещены либо в общем зале с раздеванием и одеванием больных в индивидуальных кабинах, либо в отдельных кабинах площадью по 6 м2 с примыкающими к ним двумя, площадью по 2 м2, кабинами для раздевания и одевания больных.

5.6. При размещении ванн в отдельных кабинах вход в них делается из общего коридора через кабину для раздевания и одевания больных. Для наблюдения медперсонала за больными вдоль всех кабин устанавливается общий проход не менее 1 м. Стены кабин для ванн и перегородки между кабинами для раздевания и одевания больных делаются высотой 2 м из толстого непрозрачного армированного стекла, синтетических материалов или бетона, облицованного плиткой, устанавливают их на высоте 15 см от пола.

5.7. В детских и психиатрических лечебно-профилактических учреждениях ванны должны размещаться только в общем зале. На каждую ванну выделяется площадь в 6 м2 (без площади рабочего коридора) и помещение для раздевания и одевания больных из расчета 2 места на каждую ванну. Площадь одного места для раздевания с проходом 2 м2.

5.8. Ванны устанавливаются так, чтобы дневной свет падал на лицо больного. Ванны должны быть медицинские, керамические, из нержавеющей стали или пластмассовые.

5.9. В водолечебных помещениях должна выделяться комната для обслуживающего персонала площадью из расчета 1,5 м2 на одну ванну, но не менее 8 м2. Для персонала, проводящего радоновые и сероводородные процедуры, должна предусматриваться душевая кабина площадью 2 м2.

5.10. Для лечения движением в воде выделяется комната площадью 42 м2 (в т.ч. площадь ванны 20 м2). Глубина ванны 0,7 м.

5.11. Помещение для душевого зала должно быть оборудовано в соответствии со СНиП 11-69-78*(8). В нем устанавливают душевую кафедру, питаемые от нес душевые установки (для циркулярного, дождевого, восходящего, струевых и других душей) и сидячую ванну.

5.12. Душевую кафедру устанавливают так, чтобы при проведении струевого душа больной находился от нее на расстоянии 3,5 - 4 м и прямой дневной свет при этом падал на больного. На высоте 1 - 1,5 м от пола к стене прикрепляют металлический поручень, за который должен держаться больной во время приема душа.

5.13. Отдельные душевые установки и сидячую ванну разделяют перегородкой из толстого непрозрачного стекла или бетона, облицованного белой плиткой высотой 2 м, перегородки не должны доходить до пола на 10 - 15 см. Площадь отдельных кабин для душевых установок должна быть не менее 1 - 1,5 м2.

Душевая кафедра и установки для проведения душей должны располагаться таким образом, чтобы медицинский персонал, проводящий воздействия, мог наблюдать за больными, получающими процедуры.

5.14. Дождевой душ устанавливают на высоте 1,8 м от пола с наклоном плоскости душевой сетки к полу 5-20°.

5.15. Душевая кафедра должна иметь самостоятельную подводку горячей и холодной воды от центральной магистрали, при этом давление горячей и холодной воды должно быть одинаковым (2 - 2,5 атм).

5.16. При душевом зале предусматривают раздельно для больных согласно СНиП 11-69-78, площадь раздевальни для одного больного 2 м2.

5.17. Для процедур подводного душа-массажа выделяют помещение согласно СНиП 11-69-78. Ванну емкостью 400 - 600 л устанавливают так, чтобы к ней был обеспечен подход с трех сторон. Установка для душа-массажа располагается за ножным концом ванны с соблюдением всех требований электробезопасности.

5.18. Электромагнитный пускатель аппарата для подводного душа-массажа должен быть в герметическом исполнении и заземлении. Корпус аппарата также необходимо заземлить.

5.19. Для укутывания больных выделяют отдельное помещение (СНиП 11-69-78), где устанавливают кушетку для больного и раковину с горячим и холодным водоснабжением.

5.20. Для подводного кишечного промывания используют ванну емкостью 400 - 600 л, устанавливают ее в отдельном помещении (СНиП 11-68-78). Помещение должно быть обеспечено душевой установкой, унитазом и кушеткой.

5.21. Размеры лечебных бассейнов зависят от мощности учреждения и требуемой пропускной способности. Оптимальный размер лечебного бассейна для занятий лечебной гимнастикой составляет 60 м2 для группы в 12 человек. Площадь в воде на 1 человека - 5 м2. Глубина бассейна для взрослых 1,5 - 1,8 м, для детей - 0,5 - 1 м с равномерным или ступенчатым понижением. Помещения для лечебного бассейна имеют приточно-вытяжную вентиляцию с 3 - 4-кратностью обмена воздуха в час.

5.22. Борта и дно бассейна должны быть покрыты светлой метлахской плиткой. Дно бассейна должно иметь наклон к выпускному отверстию. Спуск в лечебный бассейн имеет ступеньки и перила. Пол около бассейна имеет наклон к мусоросборнику. Вода в бассейн поступает через отверстия у бортика, а ее избыток оттекает по отводящему желобку в канализацию. Вода в бассейне должна соответствовать требованиям ГОСТ 2874-73*(8).

5.23. Температура воды в лечебном бассейне зависит от характера заболевания лиц, выполняющих лечебную гимнастику в нем, и должна равняться от +25 до +37 °С. Относительная влажность воздуха в пределах 50 - 60%.

5.24. Водообмен в лечебном бассейне должен быть обеспечен либо непрерывным притоком свежей воды (при уровне воды 50 см и ниже), либо применением циркуляционной системы, когда весь объем воды циркулирует по замкнутой системе - из бассейна на очистные сооружения с обеззараживанием воды физико-химическими методами (хлорирование, ультрафиолетовое облучение и др.) и снова в бассейн. Ежедневно добавляется 10 - 15% свежей воды.

5.25. Спуск всей воды из лечебного бассейна, механическая очистка его, дезинфекция и наполнение свежей водой должны производиться не реже 1 раза в неделю

5.26. Лечебные бассейны оснащаются душевыми кабинами. На 1 посетителя предусматривают площадь душевой 3,5 м2 или 3 - 5 душевых на 10 - 12 человек. Душевые кабины находятся рядом с бассейном. Их стены, пол покрывают метлахской плиткой. Кабины оснащены полочками для мыла и мочалки, а также вешалками для полотенец. Перед входом в бассейн должна находиться ножная ванночка с дезраствором.

5.27. Лечебный бассейн должен быть оснащен специальной аппаратурой для проведения восстановительного лечения - поручни у борта, трапеции, водные гантели, пенопластовые доски и плотики, подвесные стулья, кроватки, поплавки, пластмассовые доски и др.

5.28. Раздевальня для посетителей строится из расчета 1,2 м2 полезной площади на 1 человека. Она оборудована шкафами для одежды шириной 40 см, глубиной 56 см, высотой 180 - 200 см.

5.29. Площадь комнаты отдыха рассчитывают исходя из 2 м2 на 1 посетителя; оборудование: кушетки, кресла - в количестве, соответствующему числу посетителей.

5.30. Лечебные бассейны имеют 1 - 2 туалета с принудительной вентиляцией, крючком для одежды, зеркалом и умывальником. Высота кабины 180 см. Пол и стены на высоту 1 м облицовывают метлахской плиткой.

5.31. Лечебный бассейн имеет подсобные помещения, которые предназначены для хранения моющих и дезинфицирующих средств, а также помещение для персонала.

5.32. Лечебные бассейны имеют аптечку первой медицинской помощи и правила внутреннего распорядка, вывешенные на видном месте.

6. Требования к помещениям, размещению оборудования
бальнеотерапевтических отделений (ванны сероводородные, углекислые,
азотные, жемчужные и др.)

6.1. Лечение сероводородными ваннами должно проводиться в отдельном помещении или тупиковом отсеке водолечебницы, изолированном от других лечебно-процедурных комнат. Это помещение должно состоять из:

- зала площадью из расчета 8 м2 на ванну; минимальная площадь зала (при одной ванне) 12 м2;

- лаборатории для приготовления растворов не менее 10 м2 с вытяжным шкафом;

- помещения для хранения растворов площадью не менее 8 м2;

- помещения для раздевания и одевания больных площадью из расчета 2 м2 на 1 место, которое сообщается с ванным залом через шлюз;

6.2. Ванны должны быть из коррозиеустойчивых материалов. Стены в процедурном зале и лаборатории следует облицовывать плиткой или окрашивать масляной краской на цинковых белилах. Сероводородная лечебница должна иметь изолированную от других систему вентиляции и канализации.

Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочих помещений не выше 10 мг/м3 согласно ГОСТ 12.1.005-76*(9).

6.3. Трубы, проводящие сероводородную воду, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к влиянию агрессивных сред. Арматура (краны, ручки и т.д.) должна быть выполнена из коррозиеустойчивых материалов, деревянные детали и предметы покрыты масляной краской на цинковых белилах. Покрытия краской на свинцовых белилах запрещаются.

6.4. Баллоны с углекислотой, кислородом и азотом устанавливают вне помещения для ванн, вдали на расстоянии не менее 0,5 м от труб центрального отопления и горячего водоснабжения так, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи. Баллоны обязательно крепят к стенке металлической скобой.

6.5. Запасные баллоны с углекислотой и азотом хранят на стеллажах в особо отведенном помещении, а с кислородом - в специально выделенном здании в вертикальном положении, укрепленными в гнездах.

6.6. Баллоны с углекислотой, азотом и кислородом от места их хранения до места установки доставляют специальными тележками.

7. Требования к помещениям радоновых отделений, организации рабочих
мест и проведению работ в радоновой лаборатории.

7.1. Выбор планировки помещений радоновых лабораторий, его отделки и оборудования, выбор технологических режимов, системы вентиляции, организации рабочих мест, сбор и удаление радиоактивных отходов, правила личной гигиены определяются "Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений", утв. главным санитарным врачом СССР 18.01.80 N 2120-80 (далее - ОСП-72/80*(10)), требованиями, изложенными в "Сборнике инструктивно-методических материалов по организации и проведению радонотерапии в лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР", утв. начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР 29.01.70.

7.2. Приготовление концентрированного водного раствора радона может производиться:

а) в кустовой радоновой лаборатории, которая готовит концентрированный водный раствор радона и доставляет его в лечебно-профилактические учреждения, проводящие радоновые процедуры. Кустовая лаборатория строится и оборудуется по проекту, согласованному с органами санитарного надзора в соответствии с "Нормами радиационной безопасности", рассмотренными и одобренными национальной комиссией по радиационной защите при Минздраве СССР в 1976 г. N 141-76 (далее - НРБ-76), ОСП-72/80*(10) и требованиями, изложенными в п.7.1.;

б) в ординарной радоновой лаборатории, являющейся структурным подразделением отделения физиотерапии лечебно-профилактического учреждения;

в) ординарная радоновая лаборатория должна иметь площадь не менее 10 м2 при одном барботере, на каждый последующий барботер добавляется по 6 м2. Использование помещения лаборатории для других целей запрещается.

7.3. Стены и полы ординарной радоновой лаборатории должны быть отделаны гладкими материалами светлых тонов (стены покрашены масляной краской, полы покрыты линолеумом, пластиком, метлахской плиткой, допускающими влажную уборку помещений).

7.4. Радоновая лаборатория и помещения для радоновых ванн должны быть оборудованы самостоятельной системой приточно-вытяжной вентиляции с воздухообменом в час: приток +6 и вытяжка -8. Выброс воздуха из лаборатории и помещений для радоновых ванн осуществляется через вытяжную трубу с дефлекторным побудителем, поднятую на высоту не менее 1 м над коньком крыши. Очистка выбрасываемого воздуха от радиоактивных газов и аэрозолей не требуется.

Место забора приточного воздуха должно располагаться на расстоянии не менее 20 м по горизонтали от места выброса. В том случае, если приточная вентиляция ординарной радоновой лаборатории не изолирована от обшей приточной вентиляции лечебного учреждения, воздуховоды в местах их входа в радоновую лабораторию оборудуют обратными клапанами.

Концентрация радона в воздухе рабочих помещений не должна превышать 1,5 х 10(-9) Ки/л, в смежных - 5 х 10(-11) Ки/л. Скрытое число альфа-распадов дочерних продуктов радона в 1 л воздуха рабочих помещений не должно превышать 3,8 х 10(4) МэВ/л, или 5040 альфа-распадов/л; в смежных - 1,3 х 10(3) МэВ/л, или 168 альфа-распадов/л.

7.5. Кустовые и ординарные радоновые лаборатории в соответствии с действующими санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений относятся к лаборатории 2 класса, помещения для проведения радоновых ванн с концентрацией 40 нКи/л, каждое по 100 ванн за смену (количество расходуемого радона на 1 ванну 8,0 мкКи/л), относятся к лаборатории 3 класса. Поглощенная доза, получаемая обслуживающим персоналом на рабочем месте, не должна превышать за неделю 0,1 бэр.

7.6. При проведении радоновых процедур (ванн, орошений и др) должны быть предусмотрены помещения в соответствии с СНиП 11-69-78*(11).

7.7. В помещении радоновых ванн должен устанавливаться вытяжной шкаф для хранения порционных склянок с раствором радона. Скорость движения воздуха в рабочем проеме вытяжного шкафа должна быть не менее 1,5 м/с.

7.8. В целях предупреждения проникновения радона в смежные помещения ординарная лаборатория и ванные комнаты должны быть связаны между собой служебным коридором и размещаться в отдельном крыле (отсеке) здания, изолированном и максимально удаленном от других помещений. Допускается, как исключение, проведение радоновых ванн в общем зале водолечебницы, но в специально выделенные часы, в количестве не более 30 за смену с концентрацией 40 - 80 нКи/л. Прочие помещения (кабинет врача, ожидальня и т.д.) могут быть общими с другими помещениями водолечебницы.

7.9. В помещении ординарной радоновой лаборатории должен быть оборудован специальный вытяжной шкаф для приготовления и розлива радона, обеспечивающий достаточную защиту от гамма-излучения и загрязнения воздуха радоном и его дочерними продуктами. Доза, получаемая персоналом на данном рабочем месте, не должна превышать 0,1 бэр в неделю. Барботер должен размещаться в вытяжном шкафу или в боксе из бетона с толщиной стенок 50 см, подключенном к вытяжной вентиляции. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов и боксов (при открытых створках) должна быть не менее 1,0 - 1,5 м/с.

При отсутствии типового шкафа для розлива бутыль с концентрированным водным раствором радона с передней, нижней и боковых поверхностей следует экранизировать слоем свинца толщиной 2,5 - 3 см. Барботер должен помешаться в свинцовый контейнер со стенками толщиной 2,5 см и установлен в вытяжной шкаф, переднюю стенку контейнера следует дополнительно экранизировать свинцовыми блоками толщиной 5 см При расстановке оборудования шкаф для барботера и шкаф для бутыли с концентрированным раствором радона следует устанавливать на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Система "барботер-бутыль", "бутыль-дозатор" установки для приготовления и розлива концентрированного раствора радона. должна быть герметичной.

7.10. Водный раствор радона с помощью дозатора разливают в порционные склянки (бутылки) емкостью 100 мл с герметично завинчивающимися крышками. В процессе приготовления концентрированного раствора радона и розлива его по склянкам следует по возможности дальше, не менее 1,5 - 2 м, находиться от барботера с раствором солей радия и бутыли с концентрированным раствором радона. Встряхивание бутыли следует производить с помощью шюттель-аппарата.

Спуск водного раствора и воздушно-радоновой смеси из бутыли следует производить с помощью водоструйного насоса, отводящая труба которого герметично присоединена к канализации. При длительном перерыве в работе 1 раз в 1 - 2 месяца необходимо на несколько секунд приоткрывать боковой кран барботера с раствором препарата радия для устранения повышенного давления, создающегося вследствие образования в растворе гремучего газа.

Примечание.

При наличии барботера новой конструкции необходимость проведения этой процедуры отпадает.

В случае неисправности барботера раствор солей радия следует перелить в запасной барботер, который лечебно-профилактическое учреждение обязано иметь. Перелив должен производить специалист-радиохимик, имеющий доступ к работе, в присутствии сотрудника лаборатории СЭС и УВД.

7.11. До переливания раствора необходимо любым способом устранить проникновение радона из барботера в помещение лаборатории (закрыть образовавшееся отверстие барботера и обеспечить непрерывную работу вентиляции и т.д.). Производить ремонт барботера при наличии в нем раствора препарата радия запрещается.

7.12. При случайном проливе концентрированного раствора радона или раствора солей радия прекращается работа и персонал выходит из лаборатории, оставляя вентиляцию включенной на 2-3 ч, по истечении этого срока разлившийся раствор радона подтирают тряпкой обычным способом. При проливе солей радия место разлившегося раствора несколько раз протирают ватным тампоном, смоченным 5% раствором соляной кислоты, под контролем альфа-радиометра.

7.13. Работа по ликвидации аварии должна проводиться в спецодежде с обязательным использованием дистанционного инструмента (пинцет, корнцанг и т.д.). По окончании работы следует снять спецовку и резиновые перчатки, вымыть руки теплой водой с мылом. Персонал, производивший работу по ликвидации аварии, подвергается дозиметрическому контролю.

Загрязненный раствором радия уборочный инвентарь (пинцет, корнцанг, вату и т. д.), разбитое оборудование, перчатки и др. необходимо поместить в банку с притертой пробкой, банку вложить в контейнер и забетонировать так, чтобы толщина стенок была не менее 40 см. Контейнер подлежит захоронению в общегородских могильниках для радиоактивных отходов.

После аварии работа в лаборатории должна быть прекращена до проведения контрольных измерений радиоактивности и выдачи представителями санинспекции и рентгенорадиологической станции разрешения на продолжение работы.

7.14. Уровни загрязненности кожного покрова персонала долгоживущими альфа-активными изотопами (радий, полоний) не должны превышать (в соответствии с НРБ-76*(12)) 5 альфа-частиц/см2мин; поверхностей рабочих помещений постоянного пребывания персонала - 10 альфа-частиц/см2 мин.

8. Требования к помещениям, размещению оборудования и организации
рабочих мест в отделениях теплолечения

8.1. Для парафино- и озокеритолечения должно выделяться изолированное помещение (6 м2 на 1 кушетку, но не менее 12 м2 при наличии 1 кушетки), оборудованное общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей +4 - 5-кратный обмен воздуха в час, со специально выделяемой комнатой для подогрева парафина и озокерита (кухней - не менее 8 м2), в соответствии со СНиП 11-69-78*(13).

8.2. Пол помещений должен быть покрыт линолеумом. Стены кухни облицованы на высоту 2,5 м глазурованной плиткой, пол выстлан метлахской плиткой. Столы для подогревателей и розлива парафина и озокерита должны быть покрыты термостойким материалом.

8.3. Помещение кухни необходимо оборудовать вытяжным шкафом для подогрева парафина и озокерита.

8.4. Подогрев парафина и озокерита следует производить только в специальных подогревателях или на водяной бане. Использование для этой цели открытого огня запрещается.

8.5. Помещение для подогрева парафина и озокерита необходимо обеспечивать огнетушителем (ОУ-2).

9. Требования к помещениям, размещению оборудования и организации
рабочих мест в грязелечебницах.

9.1. Процедурный зал грязелечебницы может состоять из отдельных кабин или быть общим (8 м3 на 1 кушетку, но не менее 12 м2 при наличии 1 кушетки). При размещении кушеток в отдельных кабинах вход в них осуществляется из общего коридора. Для наблюдения медицинского персонала за больными вдоль кабин организуется общий проход шириной не менее 1 м. Стены кабин и перегородки должны быть подняты на высоту 10-15 см над полом, иметь высоту 2 м и выполняться из гладких материалов, легко подвергающихся влажной уборке. Полы помещений должны быть выстланы метлахской плиткой.

9.2. Горячая и холодная вода должна подводиться к душам через общий смеситель, установленный вне душевой комнаты или кабины. Спуск воды в канализацию должен осуществляться через трап с отстойником.

9.3. Подогрев грязи производится в специальном, смежном с процедурной помещении (грязевой кухне), в нагревателях с электропроводом или в транспортирующих устройствах. Подачу грязи в процедурную следует производить механизированным способом.

При грязелечебнице должна быть выделена комната с душем для обслуживающего персонала площадью из расчета 2 м2 на 1 кушетку в зале, но не менее 8 м3, с индивидуальным шкафом для одежды.

9.4. Для стирки и сушки простыней, холстов, брезентов и клеенки выделяют отдельное помещение площадью не менее 18 м2. Спуск воды из ванн и стиральной машины в канализацию осуществляется через трап, оборудованный отстойником грязи. Для сушки простыней, холстов. брезентов устанавливают сушильную камеру, отгороженную кулисами от рабочих помещений. Температура воздуха рабочих помещений должна быть в пределах +16-18 °С с вентиляцией, обеспечивающей +6-10-кратный обмен воздуха в час.

9.5. Помещение грязелечебницы оборудуется общеобменной вентиляцией, обеспечивающей +4 - 5-кратный обмен воздуха в час (СНиП 11-69-78*(13)), температура воздуха лечебных помещений в пределах +25 °С.

9.6. Электрогрязелечебные процедуры должны производиться в отдельных помещениях, оборудованных в соответствии с разделом 2 настоящего стандарта.

9.7. Помещение для хранения лечебной грязи (грязехранилище) должно иметь площадь из расчета 12 м2 на 1 кушетку. При этом необходимо учитывать сроки регенерации грязи и расход грязи на 1 процедуру. Для лечебной грязи необходимо предусматривать хранилище с 4 - 6-месячными, а иногда и годичными запасами в зависимости от типа грязи и микроклиматических условий. В помещении должно быть естественное освещение и температура в пределах +10 - +15 °С. Грязехранилище оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей +2 - 10-кратный обмен воздуха в час.

9.8 Бассейны для хранения или регенерации грязи должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими механизацию взятия из бассейнов и транспортировки ее к месту использования.

Кушетки для проведения грязелечения должны быть оборудованы электрическим или водяным подогревом.

9.9. Для полостного вагинального и ректального грязелечения следует применять только свежую, не бывшую в употреблении грязь.

9.10. Колититр для всех видов грязей - 10 и выше (для сапропелей -1), титр-перфрингенс - для всех видов грязей 0,1 и выше, общее количество бактерий для всех видов грязей - до 500 тыс. (для сапропелей - до 1 млн.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: