Основные типы государства

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие существенные черты и устойчивые признаки различных государств, относящихся к конкретной исторической эпохе. Понятие «тип государства» выражает особенности возникновения и эволюции государства, его социальное назначение, место и роль в жизни общества, социальной группы, отдельного человека.

В российской юридической науке наиболее распространенными типологиями государств являются формационная и цивилизационная.

Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием деления государств на типы выступает общественно-экономическая формация, представляющая собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип производственных отношений и определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Тип государства, согласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государственной власти определенному классу собственников, в руках которого находятся средства производства. Переход от одного типа государства к другому совершается через социальную революцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное назначение государства. Каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии государств используется не «общественно-экономическая формация», а «цивилизация». Понятие «цивилизация» рассматривается как социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные границы, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности развитого общества и вместе с тем поддерживающая его необходимую интеграцию.

Цивилизационный подход стремится учесть не только материально-экономический фактор, но и географический, мировоззренческий, религиозный, психологический, культурный, нравственный и другие, влияющие на развитие государства.

Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государства, его социальная природа определяются не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами общественного развития. По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, арабская и другие, им соответствуют определенные типы государств.

В зарубежной науке в качестве критериев типологии государства предлагаются следующие.

1. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают полицейское, правовое, социальное государства;

2. В зависимости от политического режима выделяют тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства.

3. По отношению государств к религии они подразделяются на светские, клерикальные, теократические, атеистические.

16. Понятие государства и его признаки

Термин «государство» используется в двух значениях:

- для выделения страны как политико-географического образования (социология, политическая география и др.)

- для обозначения организации политической власти (правоведение)

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности.

Признаки государства:

- Территория. Пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Территория включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория занята населением государства, на ней в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

- Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Народ может быть один, может быть несколько. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация и автономизация.

- Публичная власть. Власть означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой частью людей (чиновники, бюрократия, управленцы, политическая элита и др.). Власть этой элиты носит институционализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Например законодательные и исполнительные органы – правители меняются, а учреждения сохраняются. Отсюда есть какая-то стабильность. Отличительные признаки государственной власти: публичность (распространение прерогатив на всю территорию, на все население), универсальность (способность решать любые вопросы) и общеобязательность. Также государственной власти присуща легитимность. Ее признаки: законность (средства признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными), поддержка населением, международное признание. Средства: многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

- Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Правотворчество – государство издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно сделать, но они не всегда в полной мере выполняются.

- Правоохранительные органы. Подсистема, состоящая из судебных органов, прокуратуры, полиции, органов безопасности, внешней разведки, таможенных органов и др. Строгая обязательность выполнения правовых норм может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Правоохранительные органы применяют санкции. При неэффективности власти и сопротивлению населения государство усиливает принуждение и насилие за счет правоохранительных органов.

- Армия. Вооруженные силы страны – необходимый атрибут любого государства. Применяется для защиты территориальной целостности государства, в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима.

- Налоги. Обязательные и безвозмездные платежи, взимаемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов.

- Государственный суверенитет. Означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах.

- Дополнительные признаки: Единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

19. Функции государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

- Политическая функция. Обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

- Экономическая функция. Выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и др.

- Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и др. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным и др.

- Правоохранительная функция. Деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Методы: правотворчество (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой метод (регулирование ценообразования, разрешение митингов – то, что осуществляют органы исполнительной власти), правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Борьба с правонарушениями.

- Экологическая функция. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене.

- Функция обороны. В прежние времена имела первостепенное значение.

- Дипломатическая функция. Способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.

- Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. ООН (в частности, Совет Безопасности), Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.

- Содействие установлению мировой законности. Проявляется в разработке норм международного права.

- Внешнеэкономическая функция. Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.

- Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права.

- Социальная функция. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе.

- Экологическая функция.

- Информационная функция.

- Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями.

- Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.

20. Форма государства

Когда мы говорим о форме государства, то имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правление, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

- Монархия. Ее признаки: существование единоличного главы государства; обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной; наследственный порядок передачи власти; бессрочное правление монарха; юридическая безответственность монарха.

* Абсолютная монархия – отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Разновидность – теократическая монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

* Ограниченная монархия. Дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Иордания, Марокко): монарший двор, формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может налагать вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент. Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Монарх здесь своего рода дань традиции, фигура скорее символическая, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания, Норвегия).

Существует несколько систем наследования престола: кастильская (решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство), салическая (допускает к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей), австрийская (допускает к престолу женщин только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин).

- Республика. Ее признаки: правление осуществляется коллективно, то есть не одним лицом, а системой государственных органов; республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в формировании власти участвует народ, в процессе выборов органов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные; представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок; высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом. В истории существовали аристократическая (группа самых богатых) и демократическая (Афины в 4 веке). В современности:

* Президентская республика. Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких как война (Сирия). Большинство факторов присуще и России.

* Парламентская республика. Характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти. Эта форма существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция, Польша, Индия, Венгрия и др.).

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарлиментская) республики.

Форма внутригосударственного устройства – это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении центральной и местной власти.

- Унитарное государство. Его признаки: единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц; в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам; единое гражданство; единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция; единая судебная система; одноканальная система налогов. Страны: Китай, Дания.

- Федеративное государство – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Признаки: территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью; в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли); наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего; субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией; субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение жалоб на судебные решения заканчивается в высшем суде субъекта федерации; в федерации используется двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов. Есть федерации национальные (субъекты образуются по национальному признаку) и территориальные, симметричные (равный юридический статус субъектов) и ассиметричные (разный статус субъектов).

*Конфедерация. Не является формой государственного устройства. Союзное образование, в которое входят несколько суверенных государств. Примеры: Евросоюз, Британский союз, СНГ, ООН, НАТО.

Политический режим – это способ властвования, который представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти и характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение следующие виды политического режима:

- Деспотический режим. Характерен для абсолютной монархии. Власть осуществляется исключительно одним лицом. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Часто применяемая санкция – смертная казнь. Этот режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием даже элементарных прав и свобод. Но это в основном историческое прошлое, современный мир не приемлет деспотию.

- Тиранический режим. Как правило, устанавливается на территории, подвергшейся военному завоеванию. Основан на единоличном правлении, но характеризуется наличием института наместника, а не доверенного лица. Стремясь подавить сопротивление, тиран казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел, пытаясь посеять страх среди населения. Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества. «Смягчающим обстоятельством» тирании при сравнении с деспотизмом служит факт угнетения не своего, а чужого народа.

- Тоталитарный режим. Его иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономическая основа тоталитаризма – крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой (религиозная идея, коммунистическая, экономическая, патриотическая или державная). Монополия государства на средства массовой информации. Сращивание партийного и государственного аппарата. Центризм. Центр тоталитарной системы – вождь. Усиление мощи исполнительных органов. Установление контроля над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Милитаризация: идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.

- Фашистский (расистский) режим. Отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

- Авторитарный режим (связан с формой правления – монархия). При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элит, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер – сильная личность. Управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент. Оппозиция не допускается. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они провозглашаются на бумаге. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной.

- Либеральный режим. Существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Основание либеральной идеологии – требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже попустительство. Экономическая основа либерализма – частная собственность. Допускается существование оппозиции. Многопартийность – необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Государственные решения принимаются в основном большинством голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

- Демократический режим (народовластие, связан с формой правления - республика). Предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. Источник власти – народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Наряду с государственными органами создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества. При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Наряду с правом все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства. Демократия – явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых – собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

21. Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации - основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Ей присущи следующие особенности.

• Это в основном деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

• Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

• В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

• Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.

• В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

22. Система органов государственной власти России.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

23. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии.

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.

24. Система гражданского права и законодательства в Российской Федерации.

Система гражданского права как отрасли права - это внутреннее строение данной отрасли и права, единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов.

Подотрасль гражданского права - это комплекс правовых норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения. В свою очередь подотрасли делятся на институты - совокупности норм, регулирующих менее крупные однородные группы общественных отношений. Институты разделяются на еще более дробные, мелкие совокупности норм - субинституты, которые, однако, тоже сохраняют единство и однородность своего предмета.

Кроме того, гражданское право делится на две части — Общую и Особенную. Нормы, включенные в Общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в Особенную часть. Таким образом, система гражданского права такова:

Общая часть:

• введение в гражданское право (понятие отрасли права, предмет, методы, принципы, система, источники гражданского права);

• субъекты и объекты гражданского оборота;

• гражданское правоотношение;

• возникновение, осуществление и защита гражданских прав.

Особенная часть:

• вещное право (оформляет принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений);

• обязательственное право (оформляет собственно имущественный оборот);

• исключительные права, оформляющие правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность);

• наследственное право (регулирует переход имущества в случае смерти граждан):

• личные неимущественные права (защита чести, достоинства, деловой репутации, жизни, здоровья граждан, неприкосновенность частной и личной жизни).

25. Гражданское правоотношение: понятие, особенности, виды, основания возникновения.

Гражданские правоотношения — это основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников общественные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований предусмотренных законом.

Гражданское правоотношение — это урегулированное нормами гражданского права правоотношение, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей.

Элементы гражданского правоотношения включают в себя:

• Субъективный состав правоотношения

• Содержание правоотношения (права и обязанности субъектов)

• Объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения)

Классификация гражданских правоотношений проводится по различным основаниям или критериям.

а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:

• Абсолютные – субъективному праву управомоченного лица противостоит обязанность неопределенного круга обязанных лиц.

• Относительные – управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо.

б) по содержанию

• Имущественные – правоотношения, возникающие всегда по поводу материальных благ.

• Неимущественные – правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация право авторства на произведение, опытный образец и т.п.

в) по распределению прав и обязанностей:

• Простые – одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу — только одна обязанность. Например, в договоре займа у заимодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика — только обязанность их возвратить.

• Сложные – у каждого субъекта правоотношения одновременно имеются права и обязанности.

г) по предмету регулирования (способу удовлетворения интересов управомочен-ного лица):

• Вещные - опосредуют статику имущественных отношений и осуществляются действиями самого управомоченного лица (владение, пользование, распоряжение вещью, принадлежащей лицу на праве собственности).

• Обязательственные – регулируют динамику имущественных отношений: по поводу передачи вещи, исполнения работ и оказания услуг. В таких правоотношениях субъективное право кредитора реализуется через исполнение должником лежащей на нем обязанности.

д) по времени существования:

• Срочные

• Бессрочные

Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются:

• договоры и иные сделки, предусмотренные законом или не противоречащие ему;

• акты государственных органов и органов местного самоуправления;

• судебные решения;

• приобретение имущества;

• создание произведений науки, литературы, искусства;

• причинение вреда;

• неосновательное обогащение;

• иные действия граждан и юридических лиц.

26. Пределы осуществления гражданских прав.

Закрепляя принцип свободной реализации принадлежащих гражданам и юридическим лицам субъективных прав, действующее законодательство одновременно предъявляет определенные требования, которые должны соблюдаться при их осуществлении. Содержание этих требований является различным, так как зависит от характера и назначения конкретных субъективных прав. Вместе с тем закон содержит и ряд таких требований, которые могут рассматриваться в качестве общих границ (пределов) осуществления любых субъективных прав. К сожалению, в новом ГК. (ст. 10) общие пределы осуществления гражданских прав обозначены весьма скупо, в связи с чем некоторые из них приходится выводить из общих начал и смысла гражданского законодательства.

Прежде всего осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Наличие подобного требования продиктовано тем очевидным обстоятельством, что права различных субъектов в обществе теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны. Осуществляя свои права, субъект должен считаться с тем, что другие лица являются обладателями аналогичных или смежных прав, которые точно также признаются и охраняются законом. Например, наниматель (собственник) жилого помещения не может использовать его таким образом, чтобы его действия затрудняли осуществление аналогичных прав другими лицами, проживающими в данном доме. Иными словами, гражданские права одного субъекта кончаются там, где начинаются права другого субъекта.

При осуществлении целого ряда гражданских прав граждане и юридические лица должны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК), соблюдать основы нравственности (ст. 169 ГК) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК).

27. Защита гражданских прав.

Право на защиту – возможность применения мер правоохранительного характера, предоставленная управомоченному лицу для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Предмет защиты – субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы. Форма защиты – совокупность согласованных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты. Юрисдикционная – деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав при обращении в суд и др. Неюрисдикционная – самостоятельные действия организаций и граждан по защите гражданских прав, осуществляемые без обращения вышеуказанных в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Способы защиты – закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, с помощью которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.

Защита гражданских прав может осуществляться путем:

• признания права (реализуется только в судебном порядке);

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (реализуется через восстановление положения, существовавшего до нарушения права);

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (гражданин или юридическое лицо, права которого были нарушены изданием недействительного акта, имеют право на обжалование его в суде);

• самозащиты права (нарушенное право в данном случае подлежит восстановлению или защите иным способом, нежели обращение в суд, предусмотренным гражданским законодательством;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре (нарушитель обязан реально выполнить те действия по требованию потерпевшего, которые он должен выполнить в силу обязательства, связывающего стороны);

• возмещения убытков (удовлетворение имущественного интереса потерпевшего за счет денежных компенсаций понесенных им имущественных потерь);

• взыскания неустойки (неустойка может быть возмещена в добровольном порядке или по решению суда; взыскивается в случаях, прямо предусмотренных законом или договором);

• компенсации морального вреда (заключается в обязанности нарушителя выплатить потерпевшему денежную компенсацию за физические или нравственные страдания, которые тот испытывал в связи с нарушением его прав);

• прекращения или изменения правоотношения (чаще всего подлежит реализации в юрисдикци-онном порядке);

• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону (распространяется как на индивидуально-правовые, так и на нормативные акты органов государственной власти и органов власти местного самоуправления);

• иными способами, предусмотренными законом. Данный перечень не является исчерпывающим; законом могут быть предусмотрены иные способы, например право кредитора выполнить работу за счет должника.

28. Граждане как субъекты гражданского права. Правосубъектность.

Гражданская правосубъектность — это право общего типа, установленное и гарантированное государством и предоставляющее лицу возможность (быть участником гражданских правоотношений.

Составляющими гражданской правосубъектности любой категории лиц (граждан, юридических лиц) являются гражданская правоспособность и гражданская дееспособность (однако содержание правоспособности и дееспособности различных категорий лиц неодинаково).

Гражданская правоспособность граждан (физических лиц) — это способность иметь гражданские права и нести обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Смысл категории правоспособности заключается в том, что только при ее наличии возможно возникновение конкретных прав и обязанностей. Другими словами, при отсутствии правоспособности лицо даже теоретически не сможет иметь права и обязанности и никакое другое лицо не сможет своими действиями помочь ему осуществить эти права. Правоспособность означает абстрактную, теоретическую возможность иметь имущественные (гражданские) права и обязанности, она есть база для возникновения других конкретных прав, «право иметь права».

В Российской Федерации гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Статья 18 ГК РФ определяет примерный перечень прав, составляющих содержание гражданской правоспособности, которые могут иметь граждане: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и т. д. Важно отметить, что это открытый перечень прав, которыми может обладать гражданин, так как в общем-то лицо может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Отсюда следует, что гражданская правоспособность имеет и пределы, которые определяются прямым указанием закона или смыслом и принципами гражданского законодательства.

ГК определяет, что гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это означает, что в Российской Федерации никто не имеет никаких привилегий и преимуществ в способности обладать правами вне зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, национальной принадлежности, языка, пола, убеждений и т.п.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность определяет, может ли данный субъект самостоятельно распоряжаться своим имуществом, заключать договоры купли-продажи, аренды, подряда, лично отвечать за причиненный им вред. В полном объеме гражданская дееспособность наступает у граждан по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, либо в случае вступления в брак до восемнадцати лет (ст. 21 ГК РФ), либо в случае эмансипации гражданина (ст. 27 ГК РФ). До совершеннолетия граждане обладают частичной дееспособностью (ст. 26, 28 ГК РФ). Так, лица в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а также сделки в пределах средств, полученных ими на «карманные» расходы (ст. 28).

№ 29 Институт опеки и попечительства

Правовая база: ГК РФ, Семейный Кодекс, ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» от 24.03.2008 г.

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 34. Органы опеки и попечительства

ГАРАНТ:В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

ГАРАНТ:О лицах, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями), см. пункт 3 статьи 146 Семейного Кодекса РФ

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

ГАРАНТ:В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ при наличии у органа по государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом вносятся в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

№ 30

Юридические лица (Глава 4 ГК РФ): понятие, признаки, классификация, правоспособность. Публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования) как субъекты гражданского права.

Глава 4. Статья 48. Понятие юридического лица:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или в смете обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Можно выделить следующие признаки юридического лица.

1. Юридическое лицо — организация. Признак организационного единства предполагает не простую совокупность людей, а наличие устойчивых существенных связей между ними, структурную и функциональную дифференциацию, определенную иерархию, разделение труда. При этом, как правило, определяющее значение для юридического лица имеют не конкретные личности участников, а указанные связи. Это требованиевоплощается в четкой внутренней структуре организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица.

Организационное единство документально закреплено в уставе учредительном договоре, где определяются наименование юридического лица, порядок управления деятельностью юридического лица, состав и компетенция органов управления и т. д.

2. Наличие обособленного имущества.

Данный признак означает следующее:

а) юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, исключается возможность создания и функционирования юридических лиц на основе заемных средств, имущества, полученного только по договору аренды или имущественного найма. Принадлежность имущества организации на праве собственности означает, что участники (учредители) этого юридического лица, как правило,

уже не имеют права собственности на данное имущество, а обладают в отношении юридического лица лишь правами требования обязательственного характера (например, право требования выплаты дивидендов, управления юридическим лицом, выплаты ликвидационной квоты и т. д.);

б) имущество юридического лица должно быть отражено на

балансе или в смете;

в) законом определяется минимальный размер обособленного имущества — минимальный уставный капитал. Юридическое лицо должно иметь имущество, свободное от долгов (чистые активы), и его количество не может быть меньше указанного в учредительных документах (т. е. уставного капитала). Таким образом, уставный капитал представляет собой минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Если же юридическое лицо не может обеспечить уровень чистых активов, соответствующий определенному в законе, оно подлежит ликвидации. Уставный капитал составляется из стоимости вкладов его участников и является собственностью юридического лица;

г) внешняя форма имущественной самостоятельности —

наличие расчетного счета, который представляет собой как бы

окошко во внешний мир.

3. Способность отвечать по обязательствам своим имуществом. По общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Обратная сторона этого правила: участники (учредители) юридического лица не отвечают по его долгам своим имуществом.

Только в порядке исключения можно возложить бремя имущественной ответственности на собственность участников (например, в полных товариществах).

4. Способность выступать в имущественном обороте от своего имени. Юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах. Заключая сделки, юридическое лицо приобретает права и обязанности для себя, а не для участников или структурных подразделений. Это отличает его от представительств и филиалов, которые, не являясь по общему правилу юридическими лицами, действуют по доверенности создавших их юридических лиц и, заключая договоры, приобретают права и обязанности для юридического лица.

5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.

Виды юридических лиц. Классификация юридических лиц

1. По характеру деятельности юридические лица делятся:

а) на коммерческие — организации, в качестве основной цели своей 'деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) некоммерческие — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, финансируемые собственником учреждения и др. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК РФ, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают юридические лица:

а) в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;

б) на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения)); благотворительные и иные фонды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: