Цели управления изменениями. Для обеспечения эффективного контроля содержания работ проекта должны быть определены формальные процедуры управления изменениями. Следующие элементы проекта могут быть подвергнуты изменению:
• цели проекта;
• специфические планы;
• организация проекта;
• использование ресурсов;
• контракты;
• используемые стандарты;
• внешние факторы, влияющие на проект.
Причинами изменений в содержании работ проекта могут быть:
• изменения на рынке;
• действия конкурентов;
• технологические изменения;
• изменения в ценах и доступности ресурсов;
• экономическая нестабильность;
• ошибки в планах и оценках;
• ошибки в выборе методов, инструментов, организационной
структуре или стандартах;
• изменения в контрактах и спецификациях;
• задержки поставок или поставки низкого качества;
• необходимость ускорения работ;
• влияние других проектов.
Все множество изменений можно разделить на два основных типа:
• осознанные (желательные) изменения;
• вынужденные изменения.
Например, когда необходимо ускорить выполнение проектов с тем, чтобы быстрее запустить производство или выпустить товар на рынок, принимается решение сократить сроки выполнения проекта. В данном случае руководство проекта осознанно осуществляет временные изменения с тем, чтобы получить выгоду от более раннего окончания проекта. Когда же график работ должен быть передвинут на более поздние сроки из-за некачественных поставок, низкой производительности труда, руководство вынуждено пойти на пересмотр временных параметров выполнения работ.
Вынужденные изменения должны быть вовремя распознаны и реализованы с наименьшими убытками. Возможность же выполнения желаемых изменений должна быть идентифицирована и реализована с определенной выгодой для проекта.
Неконтролируемые изменения, производящиеся в процессе реализации проекта, могут носить разрушительный характер для всего процесса управления. Для эффективного управления изменениями в ходе реализации проекта необходима соответствующая методика, которая должна обеспечивать:
• эффективные взаимосвязи между участниками проекта;
• четкое разграничение ролей и ответственности, связанных с каждым изменением;
• возможность четко отслеживать влияние изменений на временные и стоимостные показатели проекта.
Процесс контроля реализации изменений. Методику управления изменениями можно рассматривать как набор документов, регламентирующих учет и сопровождение каждого отдельного изменения от появления потребности в нем до его полной реализации. Конкретные реализации данной методики могут значительно варьироваться не только в зависимости от области деятельности и принятой в организации системы управления, но могут изменяться от проекта к проекту и в рамках одной организации.
Кто-либо из участников проекта — заказчик, команда проекта или третья сторона — могут инициировать запросы на изменение. Любые из этих запросов на функциональную модификацию должны быть надлежащим образом задокументированы и пройти через процесс контроля изменений. Без такого контроля менеджеру проекта будет трудно следить за исполнением работ оставшейся части проекта.
В общем виде данная методика должна регламентировать прохождение изменения через пять основных стадий:
1. Описание. На начальной стадии необходимо уяснить и описать предлагаемое изменение. Предложение документируется и обсуждается.
2. Оценка. Вторая стадия предусматривает полномасштабный анализ влияния предлагаемого изменения. Для этого производится сбор и согласование всей информации, необходимой для оценки последствий данного изменения. Результаты исследования документируются и обсуждаются.
3. Одобрение. Рассматриваются результаты исследований и принимается решение: одобрить изменение, отказать, отложить. Если принято решение отложить реализацию изменения, то необходимо провести дополнительные исследования и расчеты. Если принимается положительное решение, то утверждаются исполнители и выделяются средства на проведение изменения. Принятые решения документируются.
4. Реализация. Изменение вносится в план проекта и реализуется.
5. Подтверждение исполнения. Контроль корректного и полного выполнения работ в рамках данного изменения. В случае положительного результата изменение снимается с контроля.
Можно привести следующие примеры документов, регламентирующих и протоколирующих прохождение изменения:
«Отчет о проблеме» — описание проблемы, возникшей в ходе реализации проекта. Формируется на начальной стадии.
«Запрос на осуществление изменения». Формируется на начальной стадии.
«Описание предлагаемого изменения» — информация об изменении, его текущем статусе, инициаторах и ответственных за выполнение и контроль. Формируется на начальной стадии и корректируется на последующих стадиях.
«Сводная форма контроля изменения» — содержит обобщенную информацию об изменении.
Каждая стадия прохождения изменения предусматривает регламентируемое методикой распределение ролей среди участников проекта. Например. В группе управления проектом выделяется ответственный за сбор и обработку поступающих отчетов о текущих проблемах и запросов на осуществление изменений. Для контроля прохождения изменения назначается администратор процесса.
Специальным документом регламентируется проведение переговоров и принятие решения о реализации изменения, в которых участвуют менеджер, ответственный за реализацию данной части проекта, представитель заказчика, а при необходимости, и представители заинтересованных организаций.
Таким образом, в идеальном случае контроль изменений представляет собой комплексную технологию управления проведением изменения проекта с соответствующим набором документации и распределением обязанностей (табл. 19.7.2).
Таблица 19.7.2.