Подробнее о психологической подготовке больных к операции

Не подлежит сомнению, что состояние психики боль­ного оказывает громадное влияние на все физиологиче­ские процессы, в какой-то мере определяет реакцию на операцию и сказывается на заживлении раны. Известно, что бодрые, жизнерадостные больные обычно легче пере­носят даже сложные вмешательства и поправляются быстрее, чем больные с плохим настроением, подавлен­ные, мрачные. У последних чаще наблюдаются осложне­ния в послеоперационном периоде. Поэтому психологическая подготовка в предоперационном периоде приобретает исключительно важное значение.

Одно ожидание операции вселяет страх и беспокой­ство, серьезно подрывает силы больного. Следует пом­нить, что при поступлении в больницу психика и поведе­ние больного в значительной степени зависят не только от хода болезни, но и от воздействия окружающей среды и организации работы в хирургическом отделении.

Больной, ожидающий операцию, должен быть уверен, что она приведет к выздоровлению. Поэтому задача всего медицинского персонала хирургического отделения — соз­дать вокруг больного такую обстановку, которая вселила бы в него уверенность в успешном исходе операции. При этом следует учитывать, что нервная система больного, ожидающего операцию, чрезвычайно напряжена. Он при­слушивается и присматривается буквально ко всему. Вот почему и врач, и весь коллектив отделения должны макси­мально устранять моменты, которые вызывают раздраже­ние, и создавать условия, обеспечивающие полный покой нервной системе больного. Доброе отношение к больно­му санитарки, медицинской сестры играет в этом не последнюю роль.

Добиться доверия больных - дело не простое. Для этого мало иметь прекрасные личные качества. Необходимо в совершенстве знать правила хирургической деонтологии.

Для практической подготовки психики больного к опе­рации рекомендуется проводить с ним беседы с привлече­нием оперированных и выздоравливающих больных. Эти беседы должны быть направлены на то, чтобы путем вну­шения убедить больного не только в необходимости опера­тивного лечения, но и в благополучном течении и исходе операции.

Давно известно, что как здоровые, так и больные люди далеко не одинаково реагируют на внешние раздражения, в том числе на боль. Одни стойко ее переносят, другие, наоборот, не могут терпеть даже незначительное болевое раздражение. Это всегда следует учитывать при подготовке больного к операции.

Для правильной подготовки психики больного к опера­ции большое значение имеет выполнение средним меди­цинским персоналом следующих правил хирургической деонтологии;

■ при поступлении больного в приемное отделение необходимо предоставить ему возможность спокойного общения с родными, сопровождающими его. Запись в истории болезни под строкой «с операцией согласен» сле­дует проводить корректно, аккуратно, не заостряя внима­ния больного;

■ диагноз заболевания должен сообщать больному только врач, который в каждом отдельном случае решает, в какой форме и когда он может это сделать;

■ обращение медицинского персонала к больному долж­но быть максимально предупредительным. Обращаться к больному надо, называя его по имени и отчеству или по фамилии;

■ в присутствии больного медицинский персонал дол­жен обращаться друг к другу без лишней фамильярности;

■ восприятие внешнего мира больным, ожидающим операции, становится особенно обостренным, и поэтому он более чувствителен к взгляду, жесту, настроению, не­осторожно сказанному слову, улавливает все оттенки интонации медицинских работников. Очень важно, чтобы эти слова и жесты были доброжелательными. Это вселяет в больного дополнительные силы, бодрость, уверенность в выздоровлении. Умение, такт, выдержка, терпение* тепло­та — все эти качества необходимы медицинскому работни­ку. Медицинская сестра, которая выполняет назначения или оказывает какую-либо срочную помощь в присутствии других больных в палате, должна делать это спокойно, чтобы не вызвать у них тревоги и нервозности;

■ истории болезней и результаты диагностических исследований должны храниться так, чтобы они не могли стать доступными больному. Медицинский персонал дол­жен быть хранителем врачебной (медицинской) тайны в широком понимании этого слова;

■ не только врачу, но в одинаковой степени и медицин­ской сестре приходится считаться с различием характеров своих больных, по-разному влиять на психику каждого из них. Это большое искусство, которое не сразу дается, но овладеть им обязательно нужно каждому;

■ медицинский персонал должен следить за тем, чтобы в больничной среде, окружающей больного, не было факторов, раздражающих его: излишнего шума, устрашающих медицинских записей, плакатов, вывесок и др. Необходи­мо устранить отрицательно действующие зрительные раз­дражители (шприцы со следами крови, окровавленный перевязочный материал и т. д.);

■ медицинская сестра должна строго следить за соблю­дением режима (послеобеденный отдых, сон и т. д.);

■ медицинский персонал должен уделять особое внима­ние своему внешнему виду, учитывая, что неопрятность, неряшливая внешность несовместимы с работой в хирур­гическом отделении;

■ при проведении беседы с больными до операции не следует представлять им операцию как что-то легкое, но в то же время не пугать рискованностью и возможностью неблагоприятного исхода. Врач должен объяснить больно­му серьезность предстоящей операции и ее необходимость (об этом полностью должна быть осведомлена медицин­ская сестра). При этом надо вселить в больного веру в бла­гоприятный исход вмешательства, устранить страхи, свя­занные с извращенными представлениями о предстоящих болевых ощущениях во время операции и после нее, рас­сказать о возможных послеоперационных болях. Нужно учитывать и индивидуальное отношение различных боль­ных к предстоящей операции.

Медицинская сестра должна помнить, что уход за боль­ным в ночное время имеет особое значение, так как ночью внешних раздражителей почти нет, больной остается один на один со своей болезнью и, естественно, все чувства его обострены. Поэтому уход за ним в данное время суток должен быть не менее тщательным, чем днем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: