Не подлежит сомнению, что состояние психики больного оказывает громадное влияние на все физиологические процессы, в какой-то мере определяет реакцию на операцию и сказывается на заживлении раны. Известно, что бодрые, жизнерадостные больные обычно легче переносят даже сложные вмешательства и поправляются быстрее, чем больные с плохим настроением, подавленные, мрачные. У последних чаще наблюдаются осложнения в послеоперационном периоде. Поэтому психологическая подготовка в предоперационном периоде приобретает исключительно важное значение.
Одно ожидание операции вселяет страх и беспокойство, серьезно подрывает силы больного. Следует помнить, что при поступлении в больницу психика и поведение больного в значительной степени зависят не только от хода болезни, но и от воздействия окружающей среды и организации работы в хирургическом отделении.
Больной, ожидающий операцию, должен быть уверен, что она приведет к выздоровлению. Поэтому задача всего медицинского персонала хирургического отделения — создать вокруг больного такую обстановку, которая вселила бы в него уверенность в успешном исходе операции. При этом следует учитывать, что нервная система больного, ожидающего операцию, чрезвычайно напряжена. Он прислушивается и присматривается буквально ко всему. Вот почему и врач, и весь коллектив отделения должны максимально устранять моменты, которые вызывают раздражение, и создавать условия, обеспечивающие полный покой нервной системе больного. Доброе отношение к больному санитарки, медицинской сестры играет в этом не последнюю роль.
|
|
Добиться доверия больных - дело не простое. Для этого мало иметь прекрасные личные качества. Необходимо в совершенстве знать правила хирургической деонтологии.
Для практической подготовки психики больного к операции рекомендуется проводить с ним беседы с привлечением оперированных и выздоравливающих больных. Эти беседы должны быть направлены на то, чтобы путем внушения убедить больного не только в необходимости оперативного лечения, но и в благополучном течении и исходе операции.
Давно известно, что как здоровые, так и больные люди далеко не одинаково реагируют на внешние раздражения, в том числе на боль. Одни стойко ее переносят, другие, наоборот, не могут терпеть даже незначительное болевое раздражение. Это всегда следует учитывать при подготовке больного к операции.
Для правильной подготовки психики больного к операции большое значение имеет выполнение средним медицинским персоналом следующих правил хирургической деонтологии;
■ при поступлении больного в приемное отделение необходимо предоставить ему возможность спокойного общения с родными, сопровождающими его. Запись в истории болезни под строкой «с операцией согласен» следует проводить корректно, аккуратно, не заостряя внимания больного;
|
|
■ диагноз заболевания должен сообщать больному только врач, который в каждом отдельном случае решает, в какой форме и когда он может это сделать;
■ обращение медицинского персонала к больному должно быть максимально предупредительным. Обращаться к больному надо, называя его по имени и отчеству или по фамилии;
■ в присутствии больного медицинский персонал должен обращаться друг к другу без лишней фамильярности;
■ восприятие внешнего мира больным, ожидающим операции, становится особенно обостренным, и поэтому он более чувствителен к взгляду, жесту, настроению, неосторожно сказанному слову, улавливает все оттенки интонации медицинских работников. Очень важно, чтобы эти слова и жесты были доброжелательными. Это вселяет в больного дополнительные силы, бодрость, уверенность в выздоровлении. Умение, такт, выдержка, терпение* теплота — все эти качества необходимы медицинскому работнику. Медицинская сестра, которая выполняет назначения или оказывает какую-либо срочную помощь в присутствии других больных в палате, должна делать это спокойно, чтобы не вызвать у них тревоги и нервозности;
■ истории болезней и результаты диагностических исследований должны храниться так, чтобы они не могли стать доступными больному. Медицинский персонал должен быть хранителем врачебной (медицинской) тайны в широком понимании этого слова;
■ не только врачу, но в одинаковой степени и медицинской сестре приходится считаться с различием характеров своих больных, по-разному влиять на психику каждого из них. Это большое искусство, которое не сразу дается, но овладеть им обязательно нужно каждому;
■ медицинский персонал должен следить за тем, чтобы в больничной среде, окружающей больного, не было факторов, раздражающих его: излишнего шума, устрашающих медицинских записей, плакатов, вывесок и др. Необходимо устранить отрицательно действующие зрительные раздражители (шприцы со следами крови, окровавленный перевязочный материал и т. д.);
■ медицинская сестра должна строго следить за соблюдением режима (послеобеденный отдых, сон и т. д.);
■ медицинский персонал должен уделять особое внимание своему внешнему виду, учитывая, что неопрятность, неряшливая внешность несовместимы с работой в хирургическом отделении;
■ при проведении беседы с больными до операции не следует представлять им операцию как что-то легкое, но в то же время не пугать рискованностью и возможностью неблагоприятного исхода. Врач должен объяснить больному серьезность предстоящей операции и ее необходимость (об этом полностью должна быть осведомлена медицинская сестра). При этом надо вселить в больного веру в благоприятный исход вмешательства, устранить страхи, связанные с извращенными представлениями о предстоящих болевых ощущениях во время операции и после нее, рассказать о возможных послеоперационных болях. Нужно учитывать и индивидуальное отношение различных больных к предстоящей операции.
Медицинская сестра должна помнить, что уход за больным в ночное время имеет особое значение, так как ночью внешних раздражителей почти нет, больной остается один на один со своей болезнью и, естественно, все чувства его обострены. Поэтому уход за ним в данное время суток должен быть не менее тщательным, чем днем.