Анализ сформированности навыка письма

Дети с олигофренией в степени имбецильности к 7—8 годам не могут научиться писать. Непонимание целей заданий, грубое не­доразвитие моторики, плохая координация движений, простран­ственные нарушения затрудняют выполнение даже элементар­ных графических заданий.

Дети с олигофренией в степени дебильности в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе пись­ма. Обучавшиеся в массовой школе умственно отсталые дети плохо ориентируются в тетради: теряют строки, не, могут выде­лить клетку. Многие из них пишут буквы зеркально, не допи­сывают элементы букв, не соблюдают строку. Дети часто про­изводят побуквенное и послоговое списывание слов без их предварительного прочтения (фактически в этом случае происходит простое копирование). Им крайне трудно осуществлять звуко­вой анализ слов. Они не всегда могут назвать в определенной последовательности входящие в предложения слова. Дети всег­да нарушают правила правописания. В наибольшей мере это относится к правилам правописания безударных гласных, звон­ких и глухих согласных. Правила правописания гласных после шипящих им доступны в большей мере (даем — ши, чаща, чущу).

Старшим дошкольникам с задержкой психического развития доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Обыч­но они выделяют в словах первый звук и некоторые согласные в конце слов, правильно определяют последовательность, звуков в односложных словах, состоящих из обратных слогов. Однако они не могут вычленить безударный гласный в конце слова- Осо­бые трудности представляет последовательное выделение глас­ных звуков из слов, состоящих из открытых слогов (типа луна), и согласных при их стечении (типа слон, утка).

Дети с задержкой психического развития после года обуче­ния в массовой школе оказываются не в состоянии овладеть знаниями и умениями в области родного языка в объеме, преду­смотренном учебной программой. Диктанты учащихся изобилу­ют многочисленными ошибками, связанными прежде всего с недостаточным овладением звуковым анализом. Дети пропуска­ют буквы (иногда и слоги) и вписывают лишние буквы. Как пра­вило, ребенок смешивает какую-либо одну пару букв (пт, дб, а — о и т. п.). В работах встречаются многочисленные ошибки, обусловленные незнанием или неумением применять грамматические правила. Однако в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых школьников.

Незначительная часть этих учащихся овладевает каллиграфически правильным письмом. Для других школьников харак­терны неправомерно растянутые или чрезмерно сдвинутые эле­менты букв. Кроме того, они не соблюдают строку, неправильно соединяют элементы букв.

Во время письма интеллектуально полноценные слабовидящие дети испытывают трудности, связанные с нерасчлененно­стью, несформированностью зрительного восприятия. Часто встре­чаются смешение сходных по начертанию букв, зеркальное письмо, пропуски и перестановки букв и слогов, недописывание строк и т. д.

Для слабослышащих детей характерны особые отклонения в письме, связанные с недостаточным развитием речи. Во время письма они пропускают части слов, на которые не падает ударе­ние, смешивают сходные по звучанию и месту образования зву­ки, неправильно употребляют смягчения, пропускают согласные при их сложных сочетаниях, нарушают структуру предложений. Как правило, во всех искаженных и неправильно написанных словах сохраняется контур слова, т. е. та часть, которая лучше звучит: сонорные звуки и элементы слова, стоящие под ударением.

В целях проверки состояния техники письма у слабослышащих используется первое задание (см. выше); однако им не предлагается ставить ударение, выделять и комментировать ор­фограммы. Целесообразно проверять степень сформированности навыков практического оформления связей слов в предло­жении (согласование, управление) при составлении предложений по картинкам (сюжеты картинок подбираются в зависимости от уровня речевого развития ребенка).

Дети с недоразвитием речи пишут с большим числом ошибок различного характера (нарушение согласования, пропуски и за­мены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно). Наряду со специфическими имеют место ошибки, которые можно встретить у детей с нормальным речевым развитием. Однако у детей с недоразвитием речи эти ошибки являются более стойкими и распространенными. Следует также учесть, что фонематические затруднения бывают более стойкими по сравнению с произносительными. Поэтому у части детей недо­статки произношения к моменту поступления в школу могут сгладиться; однако усвоение грамоты может при этом представ­лять собой известную трудность. В этих случаях надо посмот­реть, нет ли в анамнезе указания на позднее развитие речи.

У детей с церебральными параличами при первично сохран­ном интеллекте наблюдаются выраженные нарушения в процессе овладения навыком письма.

Особенности техники письма обусловлены отмечаемыми у этих детей пространственными и двигательными нарушениями. Детей затрудняет ориентировка в пространстве листа бумаги. В пределах строчки, клетки они иногда пишут справа налево. Нередко наблюдается зеркальное письмо. Наиболее часто элемен­ты зеркального письма и рисунка встречаются у детей с преимущественным поражением правых конечностей. Такие дети ри­суют «дорожки» и «заборчики» справа налево, а ассимметричные фигуры (флажки) — слева направо. Вследствие нарушений кинестетического звена двигательного анализатора при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются неравномерны­ми (по величине), труден процесс их слияния при написании слов. Часто буквы пишутся раздельно. Наличие большого коли­чества ошибок при письме связано с нарушением речевого раз­вития, которое отмечается у 80% детей с церебральными параличами.

Следует также отметить, что интеллектуально полноценные дети могут иметь плохой почерк и недостаточную грамотность; поэтому сформированность навыка письма должна учитываться только в комплексе с другими школьными навыками и данными психологического исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: