Дети с олигофренией в степени имбецильности к 7—8 годам не могут научиться писать. Непонимание целей заданий, грубое недоразвитие моторики, плохая координация движений, пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных графических заданий.
Дети с олигофренией в степени дебильности в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Обучавшиеся в массовой школе умственно отсталые дети плохо ориентируются в тетради: теряют строки, не, могут выделить клетку. Многие из них пишут буквы зеркально, не дописывают элементы букв, не соблюдают строку. Дети часто производят побуквенное и послоговое списывание слов без их предварительного прочтения (фактически в этом случае происходит простое копирование). Им крайне трудно осуществлять звуковой анализ слов. Они не всегда могут назвать в определенной последовательности входящие в предложения слова. Дети всегда нарушают правила правописания. В наибольшей мере это относится к правилам правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правила правописания гласных после шипящих им доступны в большей мере (даем — ши, ча — ща, чу — щу).
|
|
Старшим дошкольникам с задержкой психического развития доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Обычно они выделяют в словах первый звук и некоторые согласные в конце слов, правильно определяют последовательность, звуков в односложных словах, состоящих из обратных слогов. Однако они не могут вычленить безударный гласный в конце слова- Особые трудности представляет последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов (типа луна), и согласных при их стечении (типа слон, утка).
Дети с задержкой психического развития после года обучения в массовой школе оказываются не в состоянии овладеть знаниями и умениями в области родного языка в объеме, предусмотренном учебной программой. Диктанты учащихся изобилуют многочисленными ошибками, связанными прежде всего с недостаточным овладением звуковым анализом. Дети пропускают буквы (иногда и слоги) и вписывают лишние буквы. Как правило, ребенок смешивает какую-либо одну пару букв (п — т, д — б, а — о и т. п.). В работах встречаются многочисленные ошибки, обусловленные незнанием или неумением применять грамматические правила. Однако в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых школьников.
Незначительная часть этих учащихся овладевает каллиграфически правильным письмом. Для других школьников характерны неправомерно растянутые или чрезмерно сдвинутые элементы букв. Кроме того, они не соблюдают строку, неправильно соединяют элементы букв.
|
|
Во время письма интеллектуально полноценные слабовидящие дети испытывают трудности, связанные с нерасчлененностью, несформированностью зрительного восприятия. Часто встречаются смешение сходных по начертанию букв, зеркальное письмо, пропуски и перестановки букв и слогов, недописывание строк и т. д.
Для слабослышащих детей характерны особые отклонения в письме, связанные с недостаточным развитием речи. Во время письма они пропускают части слов, на которые не падает ударение, смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают согласные при их сложных сочетаниях, нарушают структуру предложений. Как правило, во всех искаженных и неправильно написанных словах сохраняется контур слова, т. е. та часть, которая лучше звучит: сонорные звуки и элементы слова, стоящие под ударением.
В целях проверки состояния техники письма у слабослышащих используется первое задание (см. выше); однако им не предлагается ставить ударение, выделять и комментировать орфограммы. Целесообразно проверять степень сформированности навыков практического оформления связей слов в предложении (согласование, управление) при составлении предложений по картинкам (сюжеты картинок подбираются в зависимости от уровня речевого развития ребенка).
Дети с недоразвитием речи пишут с большим числом ошибок различного характера (нарушение согласования, пропуски и замены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно). Наряду со специфическими имеют место ошибки, которые можно встретить у детей с нормальным речевым развитием. Однако у детей с недоразвитием речи эти ошибки являются более стойкими и распространенными. Следует также учесть, что фонематические затруднения бывают более стойкими по сравнению с произносительными. Поэтому у части детей недостатки произношения к моменту поступления в школу могут сгладиться; однако усвоение грамоты может при этом представлять собой известную трудность. В этих случаях надо посмотреть, нет ли в анамнезе указания на позднее развитие речи.
У детей с церебральными параличами при первично сохранном интеллекте наблюдаются выраженные нарушения в процессе овладения навыком письма.
Особенности техники письма обусловлены отмечаемыми у этих детей пространственными и двигательными нарушениями. Детей затрудняет ориентировка в пространстве листа бумаги. В пределах строчки, клетки они иногда пишут справа налево. Нередко наблюдается зеркальное письмо. Наиболее часто элементы зеркального письма и рисунка встречаются у детей с преимущественным поражением правых конечностей. Такие дети рисуют «дорожки» и «заборчики» справа налево, а ассимметричные фигуры (флажки) — слева направо. Вследствие нарушений кинестетического звена двигательного анализатора при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются неравномерными (по величине), труден процесс их слияния при написании слов. Часто буквы пишутся раздельно. Наличие большого количества ошибок при письме связано с нарушением речевого развития, которое отмечается у 80% детей с церебральными параличами.
Следует также отметить, что интеллектуально полноценные дети могут иметь плохой почерк и недостаточную грамотность; поэтому сформированность навыка письма должна учитываться только в комплексе с другими школьными навыками и данными психологического исследования.