Во время исследования процесса чтения необходимо выяснить, на каком этапе усвоения навыка находится ребенок и какие он испытывает затруднения.
При проверке состояния навыка чтения у детей следует учитывать такие показатели, как правильность чтения (нет ли пропусков, замены, искажения букв, звуков, слогов, слов), сознательность (понимание смысла слов, предложений), беглость (темп чтения к концу первого года обучения должен составлять 30—40 слов в минуту), выразительность (соблюдение логических ударений).
Перед началом Обследования педагог может спросить у ребенка, знает ли он буквы, умеет ли читать и т. д. Если не умеет читать и даже не знает букв дошкольник, это не является диагностически значимым. Однако, если не умеет читать ребенок, уже обучавшийся в школе, необходимо вскрыть причину этого явления.
Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления короткого связного текста. В случае затруднений предлагаются отдельные слова, затем слоги, наконец проверяется знание букв. Нечитающему ребенку можно предложить декламировать наизусть любое стихотворение или прослушать небольшой рассказ. Последующая беседа позволит судить о понимании прочитанного.
1. Знание букв. Задание можно проводить на материале разрезной азбуки или алфавита. Ребенку предъявляют алфавит и просят называть те буквы, на которые ему указывают. Вначале можно показать несколько первых букв в той последовательности, в которой они даны в алфавите (а, б, в, г, д). Затем можно указать на те же буквы в какой-либо иней последовательности, например: в, д, а, г, б. Последнее делается потому, что порядок букв в алфавите бывает заучен наизусть. Если ребенок справляется с этим заданием, ему показывают в разной последовательности (вразбивку) буквы ж, п, с, ш, у, и и др. Затем указывают на буквы ф, х, ч, щ, которые ребенок запоминает с большим трудом. В последнюю очередь указывают на мягкий (б) и твердый (ъ) знаки. Не обязательно проверять весь алфавит, если ребенок уверенно называет буквы вразбивку.
2. Навык чтения слогов и слов. Ребенку сначала предлагают прочесть отдельные слова типа: дом, рама, машина. Если он затрудняется, ему предлагают-прочесть слоги, написанные печатным шрифтом на карточках или сложенные из разрезной азбуки; ма, шу, ам, уш, мар и др. Необходимо отметить способ чтения: побуквенное, послоговое (быстрое, медленное, плавное), медленное целыми словами, беглое. Важно проверить, может ли ребенок повторить то, что он прочитал. Нужно также выяснить, как он понимает смысл прочитанного слова. Для этого ему можно предложить показать на картинках те предметы, названия которых он прочитал.
3. Чтение связного текста. Ребенку следует предложить рассказ из букваря, отрывок из сказки или другой детской книжки, напечатанный крупным шрифтом. Педагог должен обратить внимание на технику чтения: способ чтения, темп и т.д.
Необходимо отметить характерные ошибки — пропуск, замена, перестановка букв и слогов и др. Полезно проверить, может ли ребенок повторить прочитанное предложение, пересказать прочитанный текст.. Особенно важно выяснить, как ребенок пони-, мает смысл прочитанных слов, выражений и всего рассказа. Для этого полезно предложить ему повторить или пересказать прочитанное, ответить на ряд вопросов по подражанию, объяснить значение отдельных слов и выражений.