Оценка навыка чтения

Во время исследования процесса чтения необходимо выяс­нить, на каком этапе усвоения навыка находится ребенок и какие он испытывает затруднения.

При проверке состояния навыка чтения у детей следует учи­тывать такие показатели, как правильность чтения (нет ли про­пусков, замены, искажения букв, звуков, слогов, слов), сознательность (понимание смысла слов, предложений), беглость (темп чтения к концу первого года обучения должен составлять 30—40 слов в минуту), выразительность (соблюдение логиче­ских ударений).

Перед началом Обследования педагог может спросить у ре­бенка, знает ли он буквы, умеет ли читать и т. д. Если не умеет читать и даже не знает букв дошкольник, это не является диагностически значимым. Однако, если не умеет читать ребенок, уже обучавшийся в школе, необходимо вскрыть причину этого явления.

Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления короткого связного текста. В случае затруднений предлагаются отдельные слова, затем слоги, наконец про­веряется знание букв. Нечитающему ребенку можно предложить декламировать наизусть любое стихотворение или прослушать небольшой рассказ. Последующая беседа позволит судить о понимании прочитанного.

1. Знание букв. Задание можно проводить на материале разрезной азбуки или алфавита. Ребенку предъявляют алфавит и просят называть те буквы, на которые ему указывают. Вна­чале можно показать несколько первых букв в той последова­тельности, в которой они даны в алфавите (а, б, в, г, д). Затем можно указать на те же буквы в какой-либо иней последова­тельности, например: в, д, а, г, б. Последнее делается потому, что порядок букв в алфавите бывает заучен наизусть. Если ре­бенок справляется с этим заданием, ему показывают в разной последовательности (вразбивку) буквы ж, п, с, ш, у, и и др. Затем указывают на буквы ф, х, ч, щ, которые ребенок запоминает с большим трудом. В последнюю очередь указывают на мяг­кий (б) и твердый (ъ) знаки. Не обязательно проверять весь алфавит, если ребенок уверенно называет буквы вразбивку.

2. Навык чтения слогов и слов. Ребенку сначала предлагают прочесть отдельные слова типа: дом, рама, машина. Если он затрудняется, ему предлагают-прочесть слоги, написан­ные печатным шрифтом на карточках или сложенные из разрез­ной азбуки; ма, шу, ам, уш, мар и др. Необходимо отметить спо­соб чтения: побуквенное, послоговое (быстрое, медленное, плав­ное), медленное целыми словами, беглое. Важно проверить, мо­жет ли ребенок повторить то, что он прочитал. Нужно также выяснить, как он понимает смысл прочитанного слова. Для это­го ему можно предложить показать на картинках те предметы, названия которых он прочитал.

3. Чтение связного текста. Ребенку следует предло­жить рассказ из букваря, отрывок из сказки или другой детской книжки, напечатанный крупным шрифтом. Педагог должен обратить внимание на технику чтения: способ чтения, темп и т.д.

Необходимо отметить характерные ошибки — пропуск, замена, перестановка букв и слогов и др. Полезно проверить, может ли ребенок повторить прочитанное предложение, пересказать про­читанный текст.. Особенно важно выяснить, как ребенок пони-, мает смысл прочитанных слов, выражений и всего рассказа. Для этого полезно предложить ему повторить или пересказать про­читанное, ответить на ряд вопросов по подражанию, объяснить значение отдельных слов и выражений.





Подборка статей по вашей теме: