Анализ сформироваиности арифметических навыков

У детей с олигофренией в степени имбецильности обнаруживается крайне низкий уровень развития арифметических навыков. По­давляющее число этих детей не владеет даже простейшими счетными операциями на конкретном материале. Обычно им доступно различение количества предметов в группе один — много или один — два — много. Пересчет предметов часто носит несоотнесеный характер. Дети не могут назвать итогового числа.

Дети дошкольного возраста с олигофренией в степени дебильности могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах 3—10. При случайном расположении предметов производить пересчет труднее; необходима организующая помощь. В основ­ном дети владеют счетом в прямом порядке в небольших пре­делах (5—10); счетом в обратном порядке они чаще всего не владеют. Дети испытывают большие затруднения при необхо­димости считать от заданного числа до заданного. Многие дети в состоянии начинать счет только с единицы; с трудом удер­живая в памяти программу задания, они спонтанно продол­жают счет и после заданного числа. Счетные операции иногда выполняются на очень низком уровне.

Дети с олигофренией в степени дебильности, обучающиеся в I—II классах массовой школы, обнаруживают незнание про­граммного материала. В большинстве случаев они владеют сче­том в пределах 10—20, но при дальнейшем счете переход к но­вому десятку "затруднен. Это же относится и к счету в обрат­ном порядке. Счет от заданного до заданного числа выполняется с ошибками. Приемы устных вычитаний остаются несформированными: дети в основном владеют приемом присчитывания и отсчитывания по единице. Состав числа обычно не усвоен даже в пределах первого десятка. Очень трудны примеры с перехо­дом через десяток.

Более старшие учащиеся (II—III классы) также затрудняются при необходимости использовать приемы устного счета; пы­таются решать примеры путем присчитывания. Разряды чисел в большинстве случаев не усвоены. Таблица умножения бывает выучена наизусть; однако смысла умножения и деления дети не понимают. Дети испытывают затруднения при решении за­дач (особенно в два действия). Составление математического выражения при решении задачи практически недоступно. На­водящие вопросы помогают мало. Даже повторив условие за­дачи и вопрос, дети часто не могут самостоятельно проанализировать исходные данные и начинают наугад оперировать с отсутствующими в задаче числами. При решении задачи в два действия они в большинстве случаев ограничиваются выполне­нием одного действия; полученный результат принимают за от­вет на вопрос задачи.

Детям дошкольного возраста семи лет с задержкой психи­ческого развития доступен порядковый счет до 10 и далее. Некоторым детям доступен и обратный счет. Обычно затруднен счет от заданного до заданного числа (например, от 3 до 9), особенно обратный (например, от 8 до 2). Дети часто начина­ют считать от 1 или 10 и не умеют закончить на данном чис­ле. Но после дополнительных разъяснений педагога эти зада­ния становятся им доступны. Они могут пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Вместе с тем они зна­ют не все цифры. Дети затрудняются при необходимости осу­ществить анализ состава чисел в пределах 5. Обычно они да­ют один-два варианта состава чисел при наличии наглядной опоры. Счетные операции в пределах 10 они производят с по­мощью пальцев, счетных палочек и др.; при этом часто ошибаются на +\- 1. Умеют присчитывать и отсчитывать по одному.

Дошкольники с задержкой психического развития могут решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, называ­ют результат, исходя из понимания предметно-действенной си­туации.

Дети с задержкой психического развития не усваивают программный материал по математике (состав чисел и счет в пре­делах первого десятка) за год обучения в массовой школе. От­сюда затруднения во время решения примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток. Счет часто носит меха­нический характер: дети испытывают затруднения в процессе сравнения чисел и арифметических выражений. При решении арифметических задач часто опираются на отдельные слова текста условия, так как не умеют произвести анализ задачи в целом. Найдя правильное решение, не умеют его объяснить, обосновать выбор арифметического действия.

Вместе с тем затруднения быстро преодолеваются при помощи педагога (при повторном чтений условия задачи, дополнительных вопросах, раскрывающих содержание задачи, при краткой записи условия и т. д.).

Многие ошибки в счете у детей с задержкой психического развития обусловлены не тем, что они не умеют считать, а тем, что им трудно сосредоточиться на задании и обдумать предсто­ящие действия. То же наблюдается и при решении задач. Часто они приступают к решению, едва прочитав задачу, не вникнув в ее содержание. Эти дети хорошо принимают помощь и могут справиться со многими заданиями, рассчитанными на интел­лектуально полноценных детей. В этом отношении показателен счет от заданного числа—прямой и обратный, а также от заданного до заданного; те дети, которые не владеют этим навыком, быстро усваивают его после объяснения педагога.

Интеллектуально полноценные дети с нарушением зрения без труда овладевают счетными операциями, но в связи с за­медленным формированием навыка чтения у. них встречаются трудности при осмыслении условия арифметических задач, поскольку все усилия ученика направлены на восприятие текста. В этом случае, если предполагается, что у ребенка слабовидние, ему надо продиктовать условие задачи или дать его не­сколько раз прочесть.

Дети с нарушением слуха и дети с нарушением речи иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают названия числительных и их последовательность, путают пре­дыдущее число с последующим и наоборот. Этим детям труд­но запоминать последовательность слов в числовом ряду. Осо­бые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия вследствие речевого недоразвития. Эти дети хорошо понимают задания, которые предъявляются без речевой инструкции; дети хорошо овладевают наглядным счетом.

Дети, страдающие церебральными параличами, вместе с тем имеющие первично сохранный интеллект, обнаруживают специфические особенности при овладении навыками счета. Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа, путают цифры, близкие по своему графическому обра­зу (6 и 9, 2 и 5), строят цифровой ряд справа налево, испыты­вают трудности при осмыслении задач. В связи с выраженными нарушениям счетных операций проверку состояния соот­ветствующих навыков целесообразно проводить с максималь­ным использованием наглядного материала.

Интеллектуально полноценные дети к 8 годам в подавляющем большинстве владеют устным счетом в пределах 100 и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обна­руживают знание основных разделов программы и проявляют сообразительность при решении задач.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи

1.На ветке сидели три воробья. Потом прилетели еще четыре. Сколько воробьев стало на ветке? Как ты узнал (а)?Стало ли их больше или меньше?

2.У Вовы было шесть марок. Три марки он подарил. Сколько марок у него осталось?

3. У Вовы быта шесть марок. Три марки ему подарили. Сколько марок у него стало?

4.У Вовы пять шаров, а у Тани на три шара больше. Сколько шаров у Тани?

5.У Вовы пять шаров. Это на три шара больше> чем у Тани. Сколько шаров у Тани?

6.В одной коробке лежало восемь карандашей, а в другой на два карандаша меньше. Сколько карандашей во второй коробке?

7.На одной тарелке лежат три яблока, а на другой на четыре яблока больше. Сколько яблок лежит на двух тарелках?

8.Девочка покупает булку за семь копеек. В кассу она отдала десять копеек. Сколько девочка получит сдачи?

9.Маша истратила десять копеек, у нее осталось еще пять копеек. Сколько денег было у Маши?

10.Сколько всего деревьев посадили дети, если мальчики посадили шесть деревьев, а девочки на два дерева меньше?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: