У детей с олигофренией в степени имбецильности обнаруживается крайне низкий уровень развития арифметических навыков. Подавляющее число этих детей не владеет даже простейшими счетными операциями на конкретном материале. Обычно им доступно различение количества предметов в группе один — много или один — два — много. Пересчет предметов часто носит несоотнесеный характер. Дети не могут назвать итогового числа.
Дети дошкольного возраста с олигофренией в степени дебильности могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах 3—10. При случайном расположении предметов производить пересчет труднее; необходима организующая помощь. В основном дети владеют счетом в прямом порядке в небольших пределах (5—10); счетом в обратном порядке они чаще всего не владеют. Дети испытывают большие затруднения при необходимости считать от заданного числа до заданного. Многие дети в состоянии начинать счет только с единицы; с трудом удерживая в памяти программу задания, они спонтанно продолжают счет и после заданного числа. Счетные операции иногда выполняются на очень низком уровне.
|
|
Дети с олигофренией в степени дебильности, обучающиеся в I—II классах массовой школы, обнаруживают незнание программного материала. В большинстве случаев они владеют счетом в пределах 10—20, но при дальнейшем счете переход к новому десятку "затруднен. Это же относится и к счету в обратном порядке. Счет от заданного до заданного числа выполняется с ошибками. Приемы устных вычитаний остаются несформированными: дети в основном владеют приемом присчитывания и отсчитывания по единице. Состав числа обычно не усвоен даже в пределах первого десятка. Очень трудны примеры с переходом через десяток.
Более старшие учащиеся (II—III классы) также затрудняются при необходимости использовать приемы устного счета; пытаются решать примеры путем присчитывания. Разряды чисел в большинстве случаев не усвоены. Таблица умножения бывает выучена наизусть; однако смысла умножения и деления дети не понимают. Дети испытывают затруднения при решении задач (особенно в два действия). Составление математического выражения при решении задачи практически недоступно. Наводящие вопросы помогают мало. Даже повторив условие задачи и вопрос, дети часто не могут самостоятельно проанализировать исходные данные и начинают наугад оперировать с отсутствующими в задаче числами. При решении задачи в два действия они в большинстве случаев ограничиваются выполнением одного действия; полученный результат принимают за ответ на вопрос задачи.
Детям дошкольного возраста семи лет с задержкой психического развития доступен порядковый счет до 10 и далее. Некоторым детям доступен и обратный счет. Обычно затруднен счет от заданного до заданного числа (например, от 3 до 9), особенно обратный (например, от 8 до 2). Дети часто начинают считать от 1 или 10 и не умеют закончить на данном числе. Но после дополнительных разъяснений педагога эти задания становятся им доступны. Они могут пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Вместе с тем они знают не все цифры. Дети затрудняются при необходимости осуществить анализ состава чисел в пределах 5. Обычно они дают один-два варианта состава чисел при наличии наглядной опоры. Счетные операции в пределах 10 они производят с помощью пальцев, счетных палочек и др.; при этом часто ошибаются на +\- 1. Умеют присчитывать и отсчитывать по одному.
|
|
Дошкольники с задержкой психического развития могут решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, называют результат, исходя из понимания предметно-действенной ситуации.
Дети с задержкой психического развития не усваивают программный материал по математике (состав чисел и счет в пределах первого десятка) за год обучения в массовой школе. Отсюда затруднения во время решения примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток. Счет часто носит механический характер: дети испытывают затруднения в процессе сравнения чисел и арифметических выражений. При решении арифметических задач часто опираются на отдельные слова текста условия, так как не умеют произвести анализ задачи в целом. Найдя правильное решение, не умеют его объяснить, обосновать выбор арифметического действия.
Вместе с тем затруднения быстро преодолеваются при помощи педагога (при повторном чтений условия задачи, дополнительных вопросах, раскрывающих содержание задачи, при краткой записи условия и т. д.).
Многие ошибки в счете у детей с задержкой психического развития обусловлены не тем, что они не умеют считать, а тем, что им трудно сосредоточиться на задании и обдумать предстоящие действия. То же наблюдается и при решении задач. Часто они приступают к решению, едва прочитав задачу, не вникнув в ее содержание. Эти дети хорошо принимают помощь и могут справиться со многими заданиями, рассчитанными на интеллектуально полноценных детей. В этом отношении показателен счет от заданного числа—прямой и обратный, а также от заданного до заданного; те дети, которые не владеют этим навыком, быстро усваивают его после объяснения педагога.
Интеллектуально полноценные дети с нарушением зрения без труда овладевают счетными операциями, но в связи с замедленным формированием навыка чтения у. них встречаются трудности при осмыслении условия арифметических задач, поскольку все усилия ученика направлены на восприятие текста. В этом случае, если предполагается, что у ребенка слабовидние, ему надо продиктовать условие задачи или дать его несколько раз прочесть.
Дети с нарушением слуха и дети с нарушением речи иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают названия числительных и их последовательность, путают предыдущее число с последующим и наоборот. Этим детям трудно запоминать последовательность слов в числовом ряду. Особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия вследствие речевого недоразвития. Эти дети хорошо понимают задания, которые предъявляются без речевой инструкции; дети хорошо овладевают наглядным счетом.
Дети, страдающие церебральными параличами, вместе с тем имеющие первично сохранный интеллект, обнаруживают специфические особенности при овладении навыками счета. Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа, путают цифры, близкие по своему графическому образу (6 и 9, 2 и 5), строят цифровой ряд справа налево, испытывают трудности при осмыслении задач. В связи с выраженными нарушениям счетных операций проверку состояния соответствующих навыков целесообразно проводить с максимальным использованием наглядного материала.
|
|
Интеллектуально полноценные дети к 8 годам в подавляющем большинстве владеют устным счетом в пределах 100 и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обнаруживают знание основных разделов программы и проявляют сообразительность при решении задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи
1.На ветке сидели три воробья. Потом прилетели еще четыре. Сколько воробьев стало на ветке? Как ты узнал (а)?Стало ли их больше или меньше?
2.У Вовы было шесть марок. Три марки он подарил. Сколько марок у него осталось?
3. У Вовы быта шесть марок. Три марки ему подарили. Сколько марок у него стало?
4.У Вовы пять шаров, а у Тани на три шара больше. Сколько шаров у Тани?
5.У Вовы пять шаров. Это на три шара больше> чем у Тани. Сколько шаров у Тани?
6.В одной коробке лежало восемь карандашей, а в другой на два карандаша меньше. Сколько карандашей во второй коробке?
7.На одной тарелке лежат три яблока, а на другой на четыре яблока больше. Сколько яблок лежит на двух тарелках?
8.Девочка покупает булку за семь копеек. В кассу она отдала десять копеек. Сколько девочка получит сдачи?
9.Маша истратила десять копеек, у нее осталось еще пять копеек. Сколько денег было у Маши?
10.Сколько всего деревьев посадили дети, если мальчики посадили шесть деревьев, а девочки на два дерева меньше?