Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из форм афазии имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта (Цветкова, 1979, 2004). Эфферентная моторная афазия: восстановление способности к реализации серийных артикуляционных актов. Динамическая афазия: восстановление функции речевого программирования и/или преодоление расстройств грамматического структурирования. Афферентная моторная афазия: восстановление артикуляционных схем отдельных звуков. Сенсорная афазия: восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе пониманию речи в целом. Акустико-мнестическая афазия: расширение слухо-речевой памяти, а также преодоление слабости следов воспринимаемой речи. Семантическая афазия: устранение импрессивного аграмматизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи. Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при каждой из них. Объем этой работы определяется степенью выраженности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клинической картине данного случая афазии.
|
|
Типовые программы восстановительного обучения при разных формах афазии дифференцируются в зависимости от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных грубость расстройства речи ограничивается стадией восстановительного периода; у других дефект остается грубым и на поздних стадиях восстановления. Ниже представлены типовые программы восстановительного обучения для разных форм афазий (Шкловский, Визель, 2003).
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Стадия грубых расстройств
- преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи;
- растормаживание произносительной стороны речи;
- стимулирование простых коммуникативных видов речи;
- стимулирование глобального чтения и письма.
Стадия расстройств средней степени выраженности
- преодоление расстройств произносительной стороны речи;
- восстановление и коррекция фразовой речи;
- работа над семантикой слова;
- восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.
Стадия легких расстройств
- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;
- формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и
|
|
синтаксической структуре;
- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова;
- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;
- дальнейшее восстановление чтения и письма.
Восстановление письменной речи
- восстановление связи «артикулема-фонема»;
- восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова;
- восстановление навыка развернутой письменной речи.
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Стадия грубых расстройств - восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
Стадия расстройств средней степени выраженности
- преодоление расстройств произносительной стороны речи;
- восстановление фразовой речи.
Стадия легких расстройств
- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;
- формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и
синтаксической структуре;
- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова;
- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;
- дальнейшее восстановление чтения и письма.
Восстановление письменной речи
- восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны
слова;
- восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова;
- восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова;
- восстановление навыка развернутой письменной речи.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
- повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой
инактивности, организация произвольного внимания;
- стимулирование простых видов коммуникативной речи;
- преодоление расстройств речевого программирования;
- преодоление расстройств грамматического структурирования;
- стимулирование письменной речи.
Стадия расстройств средней степени выраженности
- восстановление коммуникативной фразовой речи;
- преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном
высказывании.
Стадия расстройств легкой степени выраженности
- восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
- накопление обиходного пассивного словаря;
- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи;
- подготовка к восстановлению письменной речи.
Стадия расстройств средней степени
- восстановление фонематического слуха;
- восстановление понимания значения слова;
- преодоление расстройств устной речи;
- восстановление письменной речи.
Стадия легких расстройств
- восстановление понимания развернутой речи;
- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова;
- коррекция устной речи;
- дальнейшее восстановление чтения и письма.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности
- расширение рамок слухового восприятия;
- преодоление слабости слухо-речевых следов;
- преодоление трудностей называния.
- организация развернутого высказывания.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности
- преодоление пространственной апрактогнозии;
- восстановление способности понимания слов с пространственным
значением;
- конструирование сложноподчиненных предложений;
- восстановление способности понимания логико-
грамматических ситуаций;
- работа над развернутым высказыванием.