Программы логопедической работы при афазии

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из форм афазии имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта (Цветкова, 1979, 2004). Эфферентная моторная афазия: восстановление способности к реализации серийных артикуляционных актов. Динамическая афазия: восстановление функции речевого программирования и/или преодоление рас­стройств грамматического структурирования. Афферентная моторная афазия: восстановление артикуляци­онных схем отдельных звуков. Сенсорная афазия: восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фо­нем, а на этой основе пониманию речи в целом. Акустико-мнестическая афазия: расширение слухо-речевой памяти, а также преодоление слабости следов воспринимаемой речи. Семантическая афазия: устранение импрессивного аграмма­тизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных ло­гико-грамматических оборотов речи. Работа по преодолению вторичных расстройств понимания ре­чи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при ка­ждой из них. Объем этой работы определяется степенью выражен­ности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клини­ческой картине данного случая афазии.

Типовые программы восстановительного обу­чения при разных формах афазии дифференцируются в зависимо­сти от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных грубость расстройства речи ограничивается стадией восстановительного периода; у других дефект остается грубым и на поздних стадиях восстановления. Ниже представлены типовые программы восстановительного обучения для разных форм афазий (Шкловский, Визель, 2003).

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств

- преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи;

- растормаживание произносительной стороны речи;

- стимулирование простых коммуникативных видов речи;

- стимулирование глобального чтения и письма.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- преодоление расстройств произносительной стороны речи;

- восстановление и коррекция фразовой речи;

- работа над семантикой слова;

- восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.

Стадия легких расстройств

- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;

- формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и

синтаксической структуре;

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление письменной речи

- восстановление связи «артикулема-фонема»;

- восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова;

- восстановление навыка развернутой письменной речи.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств - восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- преодоление расстройств произносительной стороны речи;

- восстановление фразовой речи.

Стадия легких расстройств

- дальнейшая коррекция произносительной стороны речи;

- формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и

синтаксической структуре;

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

Восстановление письменной речи

- восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны

слова;

- восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова;

- восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова;

- восстановление навыка развернутой письменной речи.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Стадия грубых расстройств

- повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой

инактивности, организация произвольного внимания;

- стимулирование простых видов коммуникативной речи;

- преодоление расстройств речевого программирования;

- преодоление расстройств грамматического структурирова­ния;

- стимулирование письменной речи.

Стадия расстройств средней степени выраженности

- восстановление коммуникативной фразовой речи;

- преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном

высказывании.

Стадия расстройств легкой степени выраженности

- восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Стадия грубых расстройств

- накопление обиходного пассивного словаря;

- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи;

- подготовка к восстановлению письменной речи.

Стадия расстройств средней степени

- восстановление фонематического слуха;

- восстановление понимания значения слова;

- преодоление расстройств устной речи;

- восстановление письменной речи.

Стадия легких расстройств

- восстановление понимания развернутой речи;

- дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова;

- коррекция устной речи;

- дальнейшее восстановление чтения и письма.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- расширение рамок слухового восприятия;

- преодоление слабости слухо-речевых следов;

- преодоление трудностей называния.

- организация развернутого высказывания.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

- преодоление пространственной апрактогнозии;

- восстановление способности понимания слов с пространст­венным

значением;

- конструирование сложноподчиненных предложений;

- восстановление способности понимания логико-

грамматических ситуаций;

- работа над развернутым высказыванием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: