Тема: Восстановление речи при разных формах афазии.
Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов об этиопатогенезе семантической афазии, содержании диагностической и коррекционно-логопедической работе при данной форме афазии.
Основные понятия: семантика, импрессивный аграмматизм, дискалькулия, дислексия, алексия, аграфия, слухоречевая память, пространственные представления.
Основные вопросы занятия:
1. Причины и механизм семантической афазии.
2. Структура дефекта при семантической афазии.
3. Содержание логопедического обследования больных с афазией.
4. Этапы и содержание восстановительного лечения при афазии.
5. При поражении каких зон мозга возникает семантическая афазия?
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить таблицу-схему «Типовая программа восстановительного обучения при семантической афазии» (по В.М. Шкловскому и Т.Г. Визель».
№ П\П | Раздел программы | Содержание |
1. | Преодоление пространственной апрактогнозии | |
2. | Восстановление способности понимания слов с пространственным значением | |
3. | Конструирование сложноподчиненных предложений | |
4. | Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций | |
5. | Работа над развернутым высказыванием |
Основная литература:
|
|
1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1998.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.
3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. − М.: В. Секачев, 2000.
5. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. − М.: В. Секачев, 2002.
6. Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Бэйн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973. − с. 64-84.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Хомской. − Р.на/Д., 1998.
4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I-II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 ЧАСА)