Лечение и реабилитация

Логопедическая помощь в остром периоде оказывается в соответствии с приоритетами оказания специализированной помощи населению.

Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного заболевания, послужившим причиной их развития. Реабилитация показана для всех пациентов, у которых отмечаются расстройства речи, голоса и глотания. Лечебно-реабилитационные мероприятия проводятся мультидисциплинарно и включают в себя: медикаментозную поддержку, лечебную гимнастику, массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации психиатра, психотерапевтическую помощь. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале реабилитации, в том числе логопедических занятий (Шкловский, 2003).

На начальном этапе восстановительной работы, в соответствии с намеченными программами, логопед проводит занятия с больными с учетом принципа индивидуального подхода. Владея нейропсихологическими, нейролингвистическими и логопедическими методиками, специалист должен применять различные методы и приемы восстановительной работы. Выбор методических средств направлен на активизацию компенсаторных механизмов психической деятельности больного, предупреждение вторичных наслоений в его познавательной сфере, поведении и личностных ориентирах. По мере необходимости, логопед обсуждает с другими специалистами стратегию и тактику ведения пациента, согласовывает его логотерапевтическую нагрузку.

При этом важно создавать максимально стимулирующие условия для спонтанного восстановления речи, как в рамках непосредственно логопедических занятий, так и во время других реабилитационных мероприятий, которые проводятся с пациентом в остром периоде (Цветкова, 2004). В этом отношении логопед играет ведущую роль фасилитатора, объясняя другим специалистам, какие речевые нарушения имеются у пациента, в каком объеме он понимает обращенную речь, какие коммуникативные стратегии лучше всего подойдут для взаимодействия с этим пациентом и как стимулировать пациента к речевой коммуникации при разных видах деятельности (Камаева, Монро, Буракова и др., 2003).

Мониторинг состояния проблемной функции проводится посредством апробированных тестов (нейропсихологических), анализа документации (медицинской, педагогической) и продукции деятельности индивидуума (речевой, рисуночной, графической и т.д.). Применение оценочной (балльной) системы не только качественных, но и количественных показателей состояния нарушенных функций, позволяет более точно определить степень выраженности нарушения и динамику обратного развития дефекта.

На завершающем этапе восстановительной работы составляется логопедический выписной эпикриз, включающий: клинический диагноз, нейропсихологическое и логопедическое заключения, отображение положительной динамики в речевом и неречевом статусе с результативностью восстановления ВПФ, описание резидуальных симптомов и нарушений, заключение логопеда по окончанию курса занятий и рекомендации с определением следующего этапа реабилитации (обоснование направления или прекращения проведения реабилитационных мероприятий).

Отдельно стоит подчеркнуть ключевую роль логопеда при работе с пациентами с дисфагиями в остром периоде. На логопеда, как специалиста по глотанию, возлагаются задачи выявления, оценки и восстановления этой важной витальной функции. Кроме того, при наличии у больного дисфагии, специальное внимание логопед должен уделять подбору консистенции и структуры жидкой и твердой пищи для наиболее благоприятного процесса глотания (Ранняя реабилитация больных с инсультом: Методические рекомендации №44, 2004). Повышение вероятности положительных результатов в отношении состояния таких пациентов снижает количество летальных исходов и уменьшает степень тяжести инвалидизации больных.

Ниже приводятся специфические особенности проведения восстановительного обучения при расстройствах речи, голоса и глотания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: