Сравниваем публицистический и художественный тексты

Упражнение 23. Вашему вниманию предлагаются публицистический и художественный тексты. Прочитайте их, ответьте на вопросы, выполните задания.

1.

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья?

(4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (5)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (6)Кроется ли она в здоровье? (7)Конечно, да, но в то же время и нет.

(8)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (9)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (10)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (11)И ещё – «вникай сам».

(12)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый. (13)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (14)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (15)Дух мой был здоров.

(16)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри вас». (17)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (18)Но не самую важную. (19)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (20)Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (21)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

2.

(1)Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. (2)Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. (3)Там и жил мудрец, которого он разыскивал. (4)Против ожиданий замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа, оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю. (5)Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось дожидаться своей очереди.

(6)Наконец Мудрец выслушал юношу, понял, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. (7)Пусть юноша побродит по замку, посмотрит все вокруг, может, что-то и поймет. (8)«И вот еще какая у меня к тебе просьба, – сказал он, протягивая юноше чайную ложечку с двумя каплями масла. – (9)Возьми с собой эту ложечку и смотри: не разлей масло».

(10)Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал перед Мудрецом.

(11) – Ну, – спросил тот, – понравились ли тебе произведения искусства в моем дворце, сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет, старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке? (12)Заметил ли ты, какие рыбки плавают в пруду во внутреннем дворике?

(13)Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все его внимание было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.

(14) – Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме. (15)Недопустимо не замечать все, чем славен и чуден мир. (16)Но капли масла сбереги.

(17)Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. (18)На этот раз он был не так скован и разглядывал все редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. (19)Он осмотрел сады с прекрасными прудами и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов, красоту картин и статуй. (20)Он почувствовал красоту этого мира и сказал об этом Мудрецу, когда вернулся.

(21) – А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив? – спросил Мудрец.

(22)И тут юноша увидел, что пролил их.

(23) – Очень жаль. Нужно уметь ценить то малое, что даровано, доверено тебе, – сказал хозяин дома. (24)А на твой вопрос я уже ответил, – добавил он.

(Притча)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: