Работаем с текстами, построенными по параллельной (веерной) логической схеме

Упражнение 4. Необходимо прочитать текст и анализ его структуры, помогающий понять, как развивается авторская мысль через веерное расположение доводов.

(1) Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко – украинской, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской? (2)Этому много причин. (3)Вот главные из них.

(4) Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. (5)Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры.

(6) Пушкин – это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. (7)Во всем он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь.

(8) Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств. (9)В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине. (10)Он создал возвышенный идеал самой печали. (11)Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. (12)Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). (13)Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний…

(14) «Пушкин – это наше все», – сказал о нем Аполлон Григорьев. (15)И он был прав.

(По Д. Лихачеву)

Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)

Д. Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры?».

Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:

«Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации».

«Пушкин – это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления, творческое напряжение».

«Пушкин создал идеал лучших человеческих чувств».

Все доводы равноценны, нет ситуации, когда один довод вытекает из другого, поэтому мы можем говорить о веерной (параллельной) связи, веерном способе развития мысли.

Каждая микротема (абзац) развивает каждый конкретный довод, автор доказывает его справедливость.

Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, почему Пушкин стал знаменем русской культуры.

В конце текста Д. Лихачев, цитируя А. Григорьева, делает вывод.

Для того чтобы было проще работать, можно составить логическую схему текста.

Упражнение 6. Необходимо прочитать текст и схему к нему, сформулировать проблему. Используя схему, объяснить, как автор обосновывает то, что проблема действительно существует.

Напишите первую часть сочинения (проблема, комментарий, позиция автора).

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.

(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную из-за разгильдяйства систему отопления.

(25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейку, поплатишься рублём»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.

(По Г. Черникову)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: