Проблемы комплектования

В одних слу­чаях – это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых материалов.

Система отбора предметов состоит из совокупнос­ти критериев общего и частного характера. Общие критерии принимают во внимание такие характерис­тики предмета, как его информативность, репрезента­тивность, аттрактивность, экспрессивность. Частные критерии учитывают специфику конкретной коллек­ции, тип, вид и разновидность предмета как источни­ка. Важное значение приобретают при этом возраст предмета, его подлинность и редкость. Для установле­ния этих характеристик необходимо знание истории видов предметов, истории применения материалов, знакомство с теми признаками, которые могут удосто­верить подлинность предмета: надписи, монограммы, эмблемы, фабричные знаки, клейма, авторские подпи­си, печати, экслибрисы. Свое полное раскрытие эти признаки получают в процессе фондовой работы, но и на этапе отбора необходима их первичная расши­фровка. На начальном этапе работы с предметом необ­ходимо также определить материал, из которого он из­готовлен, для того чтобы решить вопрос о его способ­ности длительно храниться в музее.

Особую сложность представляет комплектование музейного собрания материалами по современному периоду, поскольку критерии отбора разработаны очень слабо. Решая эту проблему, сотрудники музеев проводят анкетные опросы, берут интервью и приме­няют другие апробированные методики социологичес­кого исследования, которые позволяют выяснить общественное мнение. Используются также экспертные оценки, выявляющие ценностные приоритеты специа­листов в интересующих музей областях.

Профессионализм и интуиция музейных специали­стов являются важным залогом их успешной работы по комплектованию фондов. Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган – фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профи­лей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основ­ному или научно-вспомогательному фонду, а также за­нимается вопросами методики фондовой работы. Ее ре­шения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. В некоторых музеях существу­ют две раздельные комиссии – фондовая и закупочная.

Документа­ция

Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хра­нение, что фиксируется специальным актом приема, ко­торый подписывают владелец предмета и сотрудник му­зея. Одновременно записывается легенда предмета, ко­торая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о са­мом владельце. Затем предметы подвергаются эксперти­зе специалистов, дающих письменное заключение.

На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалис­тов и своих собственных наблюдений фондово-заку­почная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвова­ние) заключается договор дарения, при приеме пред­метов на закупку заключается договор купли-продажи, при приеме предметов в обмен заключается договор мены. Составляется акт о приеме предметов на посто­янное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись, попредметно рас­крывающая ее содержание.

Специальная документация ведется и во время экспедиций (командировок); она отражает процесс ра­боты и состав формируемой коллекции. В зависимос­ти от целей и задач экспедиции полевая документация может включать: полевую опись, полевой дневник, те­традь для записи памятников фольклора, воспомина­ний и рассказов очевидцев и участников интересую­щих музей событий, легенды предметов, реестр фото­съемок с указанием порядкового номера негатива, места, времени и сюжета снимка.

Главный документ экспедиции – полевая опись, ко­торая предназначается для учета и описания предметов музейного значения. В ней имеются графы: поряд­ковый номер предмета; дата и место обнаружения (при­обретения); наименование и краткое описание (кроме научного наименования приводится и местное); количе­ство предметов (иногда под одним номером записывают несколько аналогичных предметов); материал и техника изготовления, датировка предмета (если нет точной датировки, дается пример­ная); назначение, сохранность и способ использования в среде бытования; история бытования; данные о вла­дельце или источнике поступления; стоимость (здесь же делается запись о дарении), примечания. Под соответст­вующими номерами в полевую опись включается и вся остальная полевая документация.

Вторым важным документом является полевой дневник, в котором в хронологическом порядке фик­сируется ход собирательской работы, наблюдения над действительностью, перемещения, встречи, сведения о предметах, выходящие за рамки рубрик полевой описи, соображения о путях дальнейших исследова­ний и розысков.

По возвращении в музей собранные материалы вместе с полевой документацией рассматривает фондово-закупочная комиссия. Она оценивает коллекцию в целом – с точки зрения полноты отражения постав­ленной темы, и каждый предмет в отдельности – с точки зрения его музейного значения. После приня­тия решения фондовой комиссией часть предметов по­полняет основной фонд, а часть – научно-вспомога­тельный, что фиксируется в специальном протоколе. О факте передачи материалов работникам фондов де­лается запись на последних страницах полевой описи, которая вместе с другой экспедиционной документа­цией подлежит вечному хранению.

При этом коллекция тематической экспедиции, состоящая из разнотипных предметов, распадается по разным фондовым подразделениям. Это необходимо для того, чтобы каждый предмет хранился и изучался специалистами в составе определенной музейной кол­лекции, сформированной на основе классификации данного музейного собрания.

Итак, процесс комплектования фондов можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы. Сначала разрабатывается научная концепция ком­плектования фондов музея, в которой содержится оценка структуры и содержания уже имеющегося му­зейного фонда, обоснование направленности и харак­тера комплектования или пополнения коллекций, оп­ределение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем.

Далее составляется план комплектования с обозна­чением конкретных тем, каждая из которых имеет свои объекты, способы и формы комплектования, проводит­ся экспертный опрос специалистов. Следующим эта­пом является подготовка к собирательской работе, в хо­де которой изучаются необходимая по теме литература, архивные фонды, анализируются коллекции других му­зеев, проводятся консультации со специалистами в об­ласти профильных дисциплин, составляются планы сбора по конкретной теме. Затем начинается собствен­но собирательская работа — изучается среда бытова­ния, ведется выявление и сбор предметов музейного значения на постоянных объектах комплектования или в ходе командировок и экспедиций, составляется необ­ходимая полевая документация. Наконец, предметы му­зейного значения вместе с сопутствующей документа­цией и отчетами предъявляются фондово-закупочной комиссии, решением которой они включаются в фонды музея, то есть принимаются на постоянное хранение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow