Статистические данные 2 страница

По мнению большинства современных экспертов, введение «сухого закона» было серьезной ошибкой. Уже на следующее утро после ратификации 18-й поправки в Америке одновременно открылись 200 тысяч подпольных баров. Соединенные Штаты Америки буквально захлестнула волна организованной преступности. Сформировались мафиозные кланы, нелегально ввозившие алкоголь из Мексики, Канады и Европы. Количество нелегальных пивоварен, винокурен, перегонных заводов, баров, ночных клубов и казино росло не по дням, а по часам. Тогда же появились на свет божий имена Аль Капоне, Лаки Лучано, Меира Лански, Багси Сигала. В 20-х–30-х годах денежный оборот империи Капоне – короля подпольной торговли спиртным, составлял около 300 миллионов долларов в год. А Лански хвастался: «Мы больше имеем, чем вся сталелитейная промышленность!»

Пример США был заразителен: к 1932 году упразднили «сухой закон» и в Финляндии. Однако с помощью жесткой политики государство еще более 60 лет ограничивало потребление алкоголя. Но хитроумные финские парни не унывали и на выходные ездили отводить душу в близлежащие советские продмаги. Так продолжалось до 1995 года, когда в связи с вступлением в Европейский Союз Финляндии пришлось изменить свое антиалкогольное законодательство.

В 70-х годах запрет на употребление спиртных напитков ввели Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Египет. В конечном счете, это привело к росту наркомании [310–313].

В Индии в некоторых штатах полностью запрещено производство, продажа, импорт и экспорт спиртного. За нарушение «сухого закона» иностранцу грозит крупный денежный штраф либо тюремное заключение сроком до 2,5 лет. Для местных жителей предусмотрены еще более жесткие меры.

Попытки введения «сухого закона» в России – это отдельный разговор как и то, кто и как «споил» Россию и Украину!?

Считается, что начало повальному пьянству на Руси положил Иван Грозный. В 1552 году он запретил домашнее изготовление хмельных напитков и открыл повсеместно питейные заведения – царевы кабаки, тем самым официально поощрив пьянство и разгул. Именно тогда, по мнению многих историков, появился обычай пить водку стаканами и без закуски. (Слава Богу, у нас появились огурцы и сухарики!)

Периодически, когда экономический урон от пьянства превышал доход от продажи спиртного, правительство начинало антиалкогольные кампании. Один из самых жестких запретов на продажу алкоголя ввел Николай II в 1914 году, накануне Первой мировой войны. Поначалу идею встретили на «ура». В России повсеместно провели балы общества трезвости, количество преступлений в стране резко сократилось. Крестьянские депутаты даже составили законопроект «Об утверждении на вечные времена трезвости в России». В этом документе говорилось: «Сказка о трезвости, этом преддверии земного рая, стала на Руси правдой». Но вот потом… Как иронизировали многие историки, эта «правда» ничем хорошим не закончилась – народ протрезвел и пошел делать революцию, и к власти пришли В.И. Ленин, И.В. Сталин!

В первые годы своей власти большевики также боролись с горячительными напитками. 28 ноября 1917 года были закрыты и опечатаны все винные и спиртовые заводы. Под сурдинку из погребов Зимнего дворца уничтожили и ценнейшую коллекцию вин, стоимостью около 5 миллионов. 19 декабря 1919 года вышло постановление правительства «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ». За появление комиссара в общественных местах в нетрезвом виде грозил расстрел, всем остальным – уголовное наказание. Однако вскоре трезвый народ заскучал, и по всей молодой Советской Республике запыхтели самогонные аппараты…

Так продолжалось до 26 августа 1923 года, когда вышло совмест-ное постановление ЦИК и СНК СССР о возобновлении производства спиртных напитков. Причина лежала на поверхности: стране требовались деньги для восстановления хозяйства. Первой водкой, выпущенной в 1925 году Московским казенным винным складом (в последствии – завод «Кристалл»), стала 30-градусная «рыковка». Свое название она получила от фамилии наркома Алексея Рыкова, благословившего ее появление на свет. Далее пошло-поехало!

Попытку реанимировать «сухой закон» предпринял в России в 1985 году Михаил Горбачев. В результате в Крыму и на Кавказе было уничтожено более 240000 гектаров элитных виноградников. Произ-водство и продажа спиртного сократились до минимума. Упал на «колени» бюджет!

То, что происходило в стране последующие несколько лет, стало неиссякаемой темой для анекдотов. Так, очередь за водкой получила название «петля Горбачева». В ресторанах выпивку подавали не в бутылках, а в чайниках. В народе обсуждалось предложение учредить две медали: «За мужество» – для тех, кто не пьет, и «За храбрость» – для тех, кто пьет. Не меньшей популярностью пользовался слух, что «сухой закон» придумал Лигачев, чтобы настроить людей против Горбачева… Но в конечном итоге все закончилось не менее печально, чем 1917 году, – протрезвевший народ организовал перестройку [310, 311].

В России вновь предпринимаются попытки ввести закон, если не «сухой», то уж «полусухой» точно. Чем это может закончиться? Ответ дают американские исследователи Вайль и Генис: «Сначала в Америке все было как у людей. Потом появилась мораль и благие намерения. Как всегда, эти вещи приводят к катастрофе. В Америке они привели к «сухому закону». Никогда в истории столько людей не занималось производством и продажей алкоголя, как в те 13 лет, когда это было запрещено». Уроки истории никому «не в урок»!

«Советская» водка была чистейшей фальсификацией водки вре-мен «проклятого самодержавия», что стало известно уже после распада СССР.

Российский химик Т.Е. Ловиц впервые получил чисто 100 % спирт в 1796 году. К середине XIX века его производство было поставлено на промышленную основу. Долгое время в России не существовало каких-то водочных стандартов. Это позволило наиболее «наглым» винокурам поставлять на рынок под видом русской водки мерзкое питье, полученное от перегонки картофеля и свеклы. Русские «химики-патриоты» во главе с Д.И. Менделеевым решили разработать водочный эталон. По их авторитетному мнению настоящая русская водка должна была иметь легкий аромат, мягкий вкус и крепость 40 %. В 1894 году такая водка была запатентована в России как «Московская особая».

Долгое время полагали, что наша водка имеет крепость 40 %. В монографии В.В. Золотарева «Под знаком Лебедя и Орла» сообщалось, что после 1914 года у нас в стране не было произведено ни одной бутылки настоящей «менделеевской водки».

Настоящая сорокаградусная водка должна иметь на этикетке надпись «47,4 % об.». В СНГ же на каждой водочной этикетке красуется надпись: «40 % об.». А по таблице, разработанной Д.И. Менделеевым, крепость этой водки равна 33,4 градуса. Дурят, однако же, нашего брата!

ПОРТРЕТ МИРА ЧЕРЕЗ АЛКОГОЛЬНЫЕ ОЧКИ

Как и сколько пьют те или иные люди, характеризует их как этносы, а порой и как цивилизации, их особенности, бренды, ценности и запреты, их проблемы и устремления.

Великобритания: Ноттенгем. «Когда дело доходит до вдумчивого и планомерного выпивания алкоголя, мы, британцы, к сожалению, аутсайдеры, – рассказывает Реххана Маэм, эксперт по алкоголю. – По закону, большинство пабов безжалостно закрывают свои двери в «детское» время 23.00. Из-за этого нам приходится в сума-сшедшем темпе доводить себя до «нужной кондиции», иначе, когда часы пробьют 11 раз, мы можем почувствовать себя как золушка в тыкве». (Бедные, бедные и несчастные!)

Конечно для многих британцев и, особенно, для туристов этот драконовский закон действует как красная тряпка на быка. Объявления «последнего» заказа иногда становится сигналом к обмену взаимных оскорблений между сотрудниками паба и посетителями. (Где же их «хваленая» демократия?)

Выгнанные одновременно изо всех пабов клиенты моментально заполняют британские улицы. И тогда, действительно, становится весело.

Шумные очереди к стоянке такси, очереди в клубы, открытые чуть дольше пабов – до 2-х часов ночи – все это наполняет города жизнью. Правда, иногда смущает, когда местные ребята, набравшись, начинают хором горланить скабрезные песни. Хотя, с другой стороны, они же просто поют и никому никакого вреда не причиняют.

Однако, чем больше запрещают, тем больше этого хочется! – И посему почти 1 млн. англичан и 200 тыс. англичанок, по крайней мере, раз в неделю крепко напиваются. К такому выводу пришли британские специалисты по изучению общественного мнения. Как показывает один из опросов, примерно треть жителей Британских островов считают непомерное потребление спиртного «частью английского образа жизни».

Для 40 % опрошенных «крепко выпить» – значит «усидеть» более 4 пинт пива (1 пинта – чуть больше полулитра). С учетом того, что население Британии превышает 58 млн. человек, в стране не так много пьющих [312, 313].

Восток не «отстает» от Запада!

Китай: Пекин. Теплый весенний вечер привлек на улицы района Саньлитунь множество молодых китайцев. Для большинства из них покупка пива в барах – дорогое удовольствие. Они предпочитают купить пиво в магазине, а потом стоять и пить его на улице, поближе к дверям какого-нибудь бара, где играет рок-музыка.

Ближе к 11 музыка становится все громче, а лица в тусовке краснее. Иногда возникают громкие ссоры, но до драки дело не доходит. – «Восток ведь – дело тонкое!»

Полицейский, если появляется, то только по редким вызовам рассерженных жителей соседних с шумным баром домов. «Для меня, – говорит Джо, – никогда не представляло проблем возвращаться из бара одному». Нам бы их проблемы!

Обычно китайские бары закрываются около 2-х часов ночи, терпеливо дождавшись последнего шатающегося клиента. Демократы!?

Мексика: Мехико. «В огромном баре Кантино Фламинго мужчины и женщины не разговаривают, они просто кричат, – описывает начало вечера Дэвид, – ведь иначе услышать не только приятеля, но и самого себя из-за громкой музыки невозможно».

Каждому – свое, однако на столе – стандартный заказ на не-большую, но веселую компанию: ящик с 24 бутылками пива, покрытых льдом.

«Каждая бутылка уже открыта, ее горлышко покрыто солью и украшено дольками лайма. Зачем это? Просто, чтобы улучшить вкус, а может, из каких-то антисептических соображений?» Им то виднее? Чуть позже на столе появляется она – текила (мексиканская «водка»).

С каждой минутой толпа становится все веселее. И молодежь, и люди уже пожилые – все поют, танцуют и смеются. Жизнь удалась?!

Музыка становится все громче и громче, и пол начинает трястись так, что хоть замеряй его по шкале Рихтера [313].

ЧТО ЖЕ ПЬЮТ И КАК ПЬЮТ В РОССИИ ДА И В УКРАИНЕ

В последнее время алкогольные приоритеты существенно изменились – заметно увеличился спрос на пиво. Если раньше самым популярным напитком смело можно было назвать водку, то в последние несколько лет ситуация стала иной: с 1998 года потребление пива выросло в два с лишним раза. В среднем каждый потребляет в год до 40 литров пенистого напитка, в Западной Европе этот показатель выше – 60 литров. Зато, по статистике, в употреблении янтарного напитка московские подростки существенно опережают своих сверстников из Франции, Швеции, Исландии, Словакии, Норвегии, США и ряда других стран. Впрочем, последний опрос Фонда общественного мнения показал, что молодежь все же не самая многочисленная категория поклонников пива: среди людей старшего возраста янтарный напиток употребляют 77 %, а среди молодежи – 32 %. А вот как выглядит на сегодняшний день общая алкогольная картина и традиции пития в СНГ.

По мнению отечественных винокуров, водку надо пить не до еды, а после нее и обязательно мелкими глоточками, наслаждаясь ее вкусом и ароматом. В России, как и в Украине, более распространены исклю-чения из правил [311, 312].

В СНГ водка заменила «мираж» коммунизма: в Москве на Курском вокзале стоит памятник герою-алкоголику из поэмы в прозе В. Ярофеева «Москва–Петушки». В честь 60-летия писателя, культового алкоголика, был воздвигнут виртуальный памятник, длиной в 130 км, от Москвы до самых Петушков. (Мировой рекорд!)

Венедикт Ярофеев однажды предположил, что если ему поставят когда-то памятник, то это будет самый большой памятник в мире. Автор легендарной поэмы в прозе не ошибся. Длина скульптурной композиции, открытой в честь 60-летия со дня его рождения – 130 км. Именно по этому маршруту отправился специальный поезд, под завязку заполненный столичной богемой, почитателями уникального дара писателя-алкоголика, воспевшего водку и людей, живущих только для того, чтобы ее пить, для которых водка – первый и важнейший хлеб. (Вот тебе и «посмертная слава – забвение»!?)

Бронзовая фигурка тщедушного измученного, но не покорившегося демоническим обстоятельствам ярофеевского лирического героя будет отныне встречать каждого вступившего на Курский вокзал. Юбилей есть юбилей, потому, когда, забитая под завязку гостями и звездами, электричка тронулась от Курского к Петушкам, спиртная тема в прикладном смысле окончательно возобладала. С особым вкусом и толком употребляли богема и звезды. Проследовав станцию Серп и Молот, Покровское, сотоварищи из группы «Ногу свело», подобно герою поэмы, выходят в тамбур и, дословно процитировав самую короткую из глав «и немедленно выпил», берутся за стаканы. Какая-то девушка одергивает: «Стойте, нужно из горлышка!» И 7 минут морщится и сквернословит. Музыканты, найдя это место в книжке, подчиняются. Культ личности, что поделаешь!

Группа студентов из какого-то культурного фонда угощается коктейлем по веничкину рецепту. Предлагают «Слезу комсомолки», но прежде необходимо знать, соответствует ли «Слеза» эталону: лаванда 15 г, вербена 15 г, одеколон «Лесная вода» 30 г, лимонада и зубного эликсира по 150 г. «А лак для ногтей добавили?» «А как же, 2 г». «А веткой жимолости помешивали 20 мин?» Студенты смущаются – нарушена технология! Но впереди – «Поцелуй тети Клавы» – смесь красного «Донского игристого» и перцовки [314].

Мы уже в Петушках. Городок этот, с легкой руки Ярофеева, все-мирно известный, необычен не только тем, что лирический герой так до него и не доехал, а тем еще, что шедевр «Москва–Петушки» здесь, кажется, мало кто читал, но пили – что попало!

Ярофеев был знаменитый уже при жизни. Теперь он увековечен в бронзе. Но услышан ли его протест против темноты российской серости, против, невесть как уживающихся в нас, ханжества и бестактности одновременно? [314] В этом суть его «поэмы».

На рубеже тысячелетий корреспондент «Труда» А. Климов решил выяснить, в чем, кроме дураков и дорог, заключаются беды славянства? И ответ его был таков: «В чем наша беда? Известно: мы слишком много пьем. (Помните, еще у советского поэта: «Отчего сыны твои, Россия, больше всех на свете водку пьют?..») В пересчете на чистый спирт – более 12 литров в год на душу населения. Естественно, включая младенцев, стариков, беременных женщин. Переплюнули даже фран-цузов; они «осиливают» всего 11,5 литров. Мало того, мы гробим себя и тем, что травимся различными фальсифицированными напитками: из 10 проданных бутылок – 4 у нас нелегальные, а значит, обычно, особо опасные для здоровья. В результате от потребления некачествен-ной водки и вина только в 1997 году погибло более 25 тысяч россиян. Маленькая проигранная война. И не такая уж маленькая. И в довершение ко всему доходы бюджета от алкогольных акцизов составляют нынче всего 12, 14 млрд. рублей, а в тени, от того самого нелегального, некачественного, оседает 70 млрд. Из них 50 млрд. рублей – не уплаченные акцизы… Как же быть? До каких пор государство будет беспомощно барахтаться в этих мутных потоках? Отдельный разговор о том, как, наконец, включить действенные механизмы осуществления госмонополии на производство, а также, прямо или опосредованно, на реализацию спиртного. Как направить в бюджет мощный поток «усколь-зающих» пока денег? [319]

Водка – важнейший международный бренд славянства, который играет важную роль во взаимоотношениях с другими этносами и цивилизациями, является «представительским» фактором.

В ХХ веке русская водка, получив золотые медали на самых престижных международных конкурсах, стала пользоваться невиданной популярностью за рубежом. Одновременно появилось немало желающих присвоить заслугу водки другой стране. В начале 80-х годов польские и американские фирмы обратились в международный арбитражный суд с просьбой запретить Советскому Союзу продавать водку за границей как русский национальный продукт, поскольку этот напиток впервые был произведен в Польше и Америке. Суд потребовал у Советской стороны предоставить доказательство первенства. Поскольку никаких докумен-тальных доказательств никто никогда не искал, то в правительстве поднялся переполох. Если верх одержали бы поляки и американцы, то нам придется покупать у них право на экспорт собственной водки! На помощь чиновникам пришел скромный историк В. Похлебкин. Он пересмотрел горы архивных документов и нашел указ великого князя Ивана ІІІ от 1474 года, по которому людям, производившим водку на дому, запрещалось ее продавать. И, по мнению исследователя, указ свидетельствовал о введении на Руси первой государственной монополии на водку. Документы, представленные противной стороной, у суда доверия не вызвали. В 1982 году он признал приоритеты СССР и право на производство водки, использование торговой марки и рекламного лозунга: «Только водка из России – настоящая русская водка» [312].

Введение государственной монополии означало, что к 1474 году водка на Руси диковиной уже не была, ее производили в значительных количествах и она пользовалась устойчивым спросом.

Какова же ситуация потребления спиртного, в том числе и водки, в СНГ в настоящее время?

По оценкам экспертов, в год на каждого россиянина в среднем приходится 10,5 литров алкогольной продукции в пересчете на чистый спирт. В 1993 году уровень годового потребления на душу населения составил 15 литров. Таким образом, за последнее время россияне стали пить меньше примерно на треть. Но это не связано с понижением жизненного уровня. Наоборот, наблюдается такая зависимость: чем выше жизненный уровень, тем меньшую часть своего дохода человек тратит на приобретение алкогольной продукции. Каждый из нас вкладывает сейчас в спиртные напитки примерно 15 % от среднемесячного дохода. В 1993 году уровень трат на алкогольную продукцию составлял около 20 %. Растем на глазах!

Надо учитывать, что пик потребления алкоголя был связан с адаптацией к экономическим реформам и их социальным последст-виям. Несмотря на снижение общего уровня потребления алкоголя, не внушает оптимизма структура потребления: 80 % – крепкие алкогольные напитки, 16 % – крепкие вина, ликеры и пиво и лишь 4 % – натуральные вина [320].

Особенно трагичен алкоголизм на окраинах России, что позволило корреспонденту «Известий» А. Тарасову воскликнуть: «Сибирь истекает отравленной водкой!» [321].

Нет дефицита в клятвенных обещаниях властей «навести порядок с водкой», чтобы соотечественники не травились суррогатами и «пьяные» деньги шли не жуликам, а в казну. Не счесть числа и крутым, но пока малоэффективным мерам, предпринимаемым чиновничеством, дабы отобрать алкогольный бизнес у «братвы». По оценкам незаконное произ-водство и сбыт алкоголя – второй по доходности криминальный бизнес после финансовых махинаций.

И самый опасный для жизни россиян. Для тех, кто пьет все, что горит. Кто призван взять алкомафию за горло?

Красноярцам сам бог велел выступить в авангарде борьбы с алкомафией. В июне прошлого года город был потрясен беспрецедентно массовым отравлением алкогольным суррогатом: пенсионерки, торговавшие из-под полы спиртным, разом отправили на тот свет 22 обитателя бараков на окраине Красноярска, в Базаихе. Еще 12 чело-век стали инвалидами. Но сколько тогда умерло в корчах, по подвалах и чердаках, на самом деле неведомо никому, ведь основным потре-бителем «паленой» водки являлись бомжи.

В водочных бутылках был метиловый спирт. Откуда взялась бочка с сильнейшим ядом на складе треста Красноярскмежрайгаз, не ясно до сих пор. Но зав. складом 42-летняя Г. Губина была признана единст-венной виновницей трагедии. Недавно эта история получила продол-жение: Губину, как продавца зелья, осудили на 5 лет лишения свободы. Меж тем, она сбыла 50 литров отравы в Базаиху, продавали яд несколько бабусь – бутлегеров. Как те уверяют, они не знали, чем торговали, и к уголовной ответственности пенсионеров не привлекли.

В крупных индустриальных центрах всегда существовали трущобы, свои «гарлемы», но еще никогда их жизнь не была так беспросветно, особенно на фоне хорошеющих центральных районов. В люмпенских «таракановках» – буйство беспробудного пьянства, наркомании, поножовщины.

Показательно, что в общественном сознании не сложилось единого отношения к отравительнице жителей Базаихи. В местной прессе приводятся свидетельства того, что некоторые открыто оправдывают Губину, считая ее «социальным санитаром». Откуда это сегодняшнее воинствующее отношение к «плебсу», безучастие благополучных людей? Видимо, это одно из последствий чудовищного расслоения общества, дурная наследственность и долгая память о «классовой теории» и «пролетарском гуманизме», диктовавших нам считать своими всех, у кого за душой ни полушки, а иных – врагами. Сегодня все наиболее активные члены общества с тем же революционным нетерпением переворачивают эту дефектную систему ценностей и считают неполноценными уже тех, кто раньше звался гегемоном.

О трагедии в Базаихе благополучная часть общества забыла быстро. Между тем, затянувшиеся там поминки плавно переросли в новые случаи отравления алкогольными суррогатами, пусть и не такие массовые.

Ясно, государству нечего и помышлять о победе над алкогольной мафией, пока процветает столь пронзительная и агрессивная нищета, как в Базаихе. У этих людей деньги находятся только на дешевую «табуретовку», она и мозги затуманивает круче, а спрос, как известно, рождает предложения. Решительных перемен на фронте борьбы с алкомафией следует ожидать только в случае, если всерьез бороться с нуждой. Не лучше алкогольная ситуация и в Украине.

Экзотичен алкогольный «портрет» Украины в XXI веке. Так, серия вин торговой марки «Вождь», произведенных в Крыму, вызвала неоднозначное отношение потенциальных потребителей из-за претен-циозности этого маркетингового хода. Брежнев, Жуков, Сталин и Че Гевара могут запомниться современному поколению именно под видом столовых или крепленых вин, а не реального вклада в мировую историю. 25 тысяч бутылок, которые в этом сезоне уже реализуются в торговых точках Крыма, по замыслу руководства завода должны были вызвать интерес у пенсионеров и ветеранов, которым дороги воспоминания о лидерах ушедших времен.

На винзаводе считают: эти люди никогда не согласятся с тем, что в эпоху их молодости все было так плохо, как сейчас принято считать, и поэтому при выборе вина будут ориентироваться на конкретное имя. Однако существует и другая точка зрения, которую довольно эмоцио-нально выразил 69-летний житель Севастополя Александр Долин: «Это кощунство, называть каберне именем Сталина». В Евпатории к этому относятся не столь радикально. Жительница города Елена Коломийцева высказалась так: «Бутылку вина «Жуков» я с удовольствием куплю, отправляясь в гости к своим родителям. Они воевали и высоко ценят его военные заслуги. Думаю, им это будет приятно». Хотя бы так «почтили» ветеранов войны!

Методика изготовления вин основана на старинных рецептах, которые применялись еще с XVII века и были восстановлены с помощью Ялтинского института виноделия и сотрудников Крымского меди-цинского университета.

Технология приготовления лечебного вина предусматривает добавление трав, часть которых приносит травница из близлежащего села Лучистое. Она собирает их в Долине привидений возле крымской горы Димерджи, и эти травы в аптеке не продаются, поскольку встре-чаются редко.

По мнению заведующего кафедрой виноградарства, профессора Крымского агротехнического университета А. Диканя, большинство населения Украины склонно употреблять более крепкие напитки. Он считает, что водка занимает первое место в списке национальных предпочтений, тогда как в Европе ежегодное употребление вина составляет 120 литров в год на человека [322].

«Это парадокс, поскольку в Украине все условия располагают именно к развитию виноделия и повышению ценности вин на уровне менталитета, – говорит Дикань, – 5–6 раз случалось, что урожай винограда в Украине превышал 1 миллион тонн, а это – много. Однако по прежнему пили и пьют водку и недорогие коньяки, что способствует процветанию фальсифицированного продукта» [322].

Самое гротескно-трагическое в рассмотрении феномена влияния водки на развитие славянской цивилизации в том, что она не только существовала и развивалась, но и погибает под водочным брендом. Ведь не даром же в Беловежской пуще «три богатыря» славянских этносов – Ельцин, Кравчук и Шушкевич в бане, куда ни один уважающий себя славянин не пойдет без водки «с прицепом», «приговорили» великую империю к «высшей мере» – к уничтожению, и породили в банном угаре такое уродливо-гротескное образование, как СНГ. Возникает одно интригующее «если». А что, если бы подоспел президент В. Ющенко с его запретом номенклатурной охоты и бани, что бы тогда было с «необъятной и непобедимой» империей и народами, обитав-шими в ней?

«Приватизировав» все, нажитое народом за 74 года героической кроваво-беспощадной и по-евразийски великой советской эпохи, номенклатура «милостиво» предоставила ему «моря» водки, «океаны» пива и «монбланы» наркотиков – порадуйся и ты, суверен, пока мы будем превращать Конче-Заспу и Рублевку в Версаль и «мучиться» на своих стометровых яхтах!!! Как же вы «широко» шагнули, господа: от «Пролетарии всех втран...» – к лозунгу-перевертышу: «Мир принадлежит первым!!!» А кто же эти «первые»? В чем же они «первые»? И кто «последние»?

Даже в наш глобально-феерический век люди убегают из настоящего в никуда. Когда мир раздваивается – это не всегда признак шизофрении.

У виртуального пространства под названием

Second Life (вторая жизнь) ничего общего с бредом.

Эту часть нематериальной жизни населяют миллионы.

Многие из них – обычные люди, жаждущие уйти из реалий

грязных «хрущевок» в роскошь своих виртуальных дворцов.

Они работают, ходят в магазины, развлекаются.

При желание, могут опрокинуть рюмочку в баре.

Все это, разумеется, виртуально.

В. Самохвалов «Жизнь № 2»

Четыре часа спит мужчина, пять – женщина, шесть – идиот.

Наполеон

Сальвадор Дали просил слуг среди ночи капать ему на подушку духи, произносить разные звуки – он жил ночью, и это была его главная жизнь.

Гала

Глава IX

Идея гармонизации бытия глобального мира (Как за одну прожить две счастливые жизни: от «земного червя» – к космическому небо-жителю! Идея ноу-хау в борьбе с алкоголем, наркотиками и прочими бедами мира)

Наполеон был необычайно талантливым и работоспособным человеком. Своих министров он честно предупреждал, что через не-сколько лет работы в его правительстве они превратятся в развалины и без труда не смогут даже помочиться. Именно Наполеону принадлежит фраза: «Четыре часа спит мужчина, пять – женщина, шесть – идиот!»

Может быть, от этой его установки зависел и его жизненный успех, его феерические свершения?

Стремление людей ограничить количество сна вполне объяснимо: неохота бездарно проспать треть жизни. Ну, а если не бездарно! То есть, полноценно прожить, с приключениями, ощущениями… Посетить те страны, которые вы всю жизнь мечтали посетить, но знали что этого никогда не случится? Если в этой трети жизни вы сможете побыть венце-носным принцем, миллионером, спасителем мира, первым красавцем (красавицей)? Наконец – просто полетать?.. [297]

Но возможно ли подобное, не является ли это фантасмагорией, абсурдом, гротескной выдумкой?

Оказывается сны – дело сверхсерьёзное, великое, труднопос-тижимое и супервосхитительное. Всё великое, непреходящее, свя-занное с человеком восходит к таинству сна, постижению виртуальной реальности в период сновидения.

Похоже, в период ясновидческих снов человек получает воз-можность как бы «подключаться» к некоему глобальному вселенскому банку информации, где хранятся сокровенные сведения и о прошлой истории мира, и о будущем. К сожалению или к счастью, по таинст-венным дорогам сновидений к нам доходит лишь малая толика этой информации. Будто кто-то оберегает нас от неблагоприятных известий.

Нет ни одного вероисповедания, ни одной идеалистической философской системы, ни одного вида искусства, которые, так или иначе, не касались бы таинственного и многогранного мира снов.

Первое упоминание сна в Библии: «И навёл Господь Бог на чело-века крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку…»

Все ветхозаветные пророки и патриархи духовно близко общаются с Богом исключительно посредством видений и предвещающих Божий промысел чудесных снов.

Рождение Христа предсказано ангелом, явившимся плотнику Иосифу во сне. Во время допроса Иисуса Понтий Пилат сидел на судей-ском месте, и его супруга прислала ему сказать: «Не делай ничего Пра-веднику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него».

В священную ночь месяца рамадана 610 года 40-летний Мухаммед стал пророком и основателем ислама, потому что спал он в пещере на склоне горы Хира, и явился к нему во сне архангел Джибрил со сверкаю-щим шёлковым свитком, и повелел читать письмена Аллаха…[298].

С вещим сном связано и появление на земле Будды.

Наиболее характерное в библейской традиции толкование причин, источника и духовной цели сновидений: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз, во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе, тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его – от поражения мечом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: