Петушок

Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: - Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
НУ, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!

- Как ты думаешь, какие привычки должны быть у человека?

Прочитай пословицу, объясни её смысл:

Посеешь привычку - пожнешь характер.

_ Посмотри на иллюстрации, какие привычки ты увидел? Это хорошие или плохие привычки?

           
 
 
   
   
 


адость

Посмотрите на иллюстрации. Какое у изображенных детей настроение? Какое выражение лица у человека, когда он радуется?

Когда человек радуется - это хорошо или плохо?

 
 


Запишите в таблицу синонимы к словам радость и печаль:

Восторг, восхищение, горе, огорчение, страдание, тоска, хорошее настроение

Радость Печаль
   
   
   
   

тыд

- Прочитай стихотворение, чего стыдился мальчик?

Ничего себе, дела!
Говорят, Земля кругла.

Мне сказал об этом Коля
Из квартиры двадцать шесть.
Я подумал: врет он, что ли?
Но узнал, что так и есть.

Если вы об этом знали,
Что ж мне раньше не сказали?

Я пять лет на свете прожил
И еще четыре дня.
Что Земля на шар похожа —
Это новость для меня!

Мама мне в ответ сказала:
— В самом деле, стыд и срам.
Почему-то я считала —
Ты об этом знаешь сам!

- Вспомни, когда тебе было стыдно? За что?

- Прочитай пословицы, как ты их понимаешь?

· Стыд и нравственность – брат и сестра.

· Стыд – сын совести.
Стыд – пастух чувств.
Стыд – брат чести

- Прочитай рассказ Сухомлинского, что ты можешь сказать о девочках и их поступках?

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели

они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки

уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь

пошевелиться. Соловей

перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила

их под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки

и положила кулек в сумку.

-Зачем ты берешь мусор с собой?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы

в лесу, никто не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 
 


- Посмотри внимательно на иллюстрацию, как она связана с рассказом?

Перед тобой репродукция картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Рассмотри её внимательно, кто из персонажей картины испытывает чувство стыда? Откуда это видно?

 
 


опереживание

- Прочитай внимательно стихотворение А.Барто «Одиночество»

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

- Какое настроение у героя стихотворения?

- Какие чувства вызывает у вас настроение героя?

- Как можно помочь мальчику?

- Приходилось ли вам помогать людям, которым «плохо на душе»?

Напиши, какие чувства мы испытываем к человеку, которому плохо «на душе», грустно, одиноко и тоскливо, которому нужно помочь?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 
 


рудолюбие

Оглянись вокруг, как прекрасен мир! А задумывался ли ты, благодаря чему построены большие города, заводы, театры, раскинулись сады и парки?

 
 


- Прочитай стихотворение:

Единое счастье- работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета-

Часы за упорным трудом…

- Почему работа – это счастье?

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

· Будешь трудиться, будешь кормиться.

· Каков мастер, такова и работа.

· Труд- радость жизни.

· Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Объясните смысл пословиц.

- Прочитай притчу «Чужой труд»

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. Толи дело у веника: знай, мети себе на удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя- веником.

И что тут началось!

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник – мусор, что на него сыпали - в ведро стал носить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты- совок и веник без сил лежат.

Взяла хозяйка веник, поставил хозяин совок, и навели в доме порядок.

Легли после этого веник и совок каждый на свое место.

И с тех пор никогда не считали чужой труд более легким.

- Посмотри на иллюстрации, какие профессии ты узнал?

                   
   
     
 
 
 
 
     
 


А кем ты хочешь стать? Напиши

______________________________________________________________________________________________________________

Главное помни: кем бы ты ни стал, ты должен стать настоящим человеком!

олерантность

- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

В английском языке толерантность– «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

- Прочитай стихотворение. Какова его главная мысль?

Таджики мы и русские,
Грузины и карелы.
Мы черные и русые,
Мы смуглые и белые.
Пусть мы такие разные –
У нас одна семья!
Дружба народов не просто слова.
Дружба народов – счастливы дети!
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дружба народов на все времена.

- Прочитай заповеди и старайся их выполнять:

· «Не делай другому того, от чего больно тебе».

· «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

· «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

· «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

важение

- Вспомни, где ты слышал это слово?

- Кого следует уважать? За что? Напиши.

Родителей:_____________________________________________

Старших:_______________________________________________

Друзей:________________________________________________

А как ты думаешь, а незнакомых тебе людей, надо уважать?

- Прочитай стихотворение. К чему оно нас призывает?

Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.

Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.

Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.

- Прочитай пословицы об уважении. Как ты их понимаешь?

Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Человек уважение в своих руках держит.

 
 


вастовство

- Прочитай притчу и постарайся понять ее основную мысль:

Захотел снеговик перед зайцем своим носом похвастаться.

Уж очень, он слышал, зайцы морковку любят!

Сходил в лес. Нашел зайца. Похвастался.

И- нет худа без добра.

Теперь у него нет больше повода хвастать своим носом!

 
 


Много пословиц и поговорок составил народ о хвастовстве, прочитай их и постарайся объяснить смысл каждой:

· Легко хвалиться, легко и свалиться.

· Нужно ценить себя, но не переоценивать.

· Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди.

· Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

· В хвалёной капусте много гнилых кочанов.

Вспомни русские сказки, в которых герои хвастали и поплатились за это. Напиши их названия:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

уткость

- Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать о девочке? Оцени ее поступок. Можно ли сказать, что девочка проявила чуткость по отношению к маме?

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.!.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине

Посмотри на иллюстрацию к известной сказке, кто проявил чуткость?

 
 


утка

- Умеешь ли ты шутить? Вспомни, какую нибудь историю и расскажи ее всем.

- А знаешь ли ты, что шутки бывают добрые и злые?

- Приведи примеры добрых и злых шуток.

- Прочитай стихотворение, чему оно учит нас?

С шуткой обращайся осторожно,
Ты, возможно, будешь понят ложно.
Шутка, что тебе смешной покажется,
Для кого-то слишком злой окажется.

- Посмотри на героев известных мультфильмов, какие шутки шутили они?

       
   
 


- Прочитай шутки ребят. Определи, добрые они или злые? Напиши.

· Спрятать портфель одноклассника___________________

· Положить на парту конфету_________________________

Запомни: шутки должны быть добрыми!

едрость

- Прочитай высказывание, как ты его понимаешь? Найди антоним к слову «щедрость».

Побеждай гнев мягкостью, зло - добром, жадность - щедростью, ложь – правдой.

- Щедрость и великодушие — это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддержать добрым словом, теплым взглядом.

- Какие поступки ваших друзей вы считаете проявлением щедрости и великодушия?

- прочитай слова песни «Дорогою добра». Подумай, как она может быть связана с щедростью? Выучи слова этой песни и пой ее с друзьями.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?Куда по свету беломуОтправиться с утра?Иди за Солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра!

гоизм

- Знакомо ли тебе это слово? Где ты его слышал? Кого называют эгоистом? Узнай по словарю лексическое значение этого слова.

Вспомни сказку «Двенадцать месяцев». Кто из героев сказки был эгоистом?

Эгоист выставляет свои интересы выше интересов других. Часто такие люди употребляют в своей речи слово «Я». А ведь это просто буква, последняя буква алфавита.

Буква ''Я'' горда собою,
Выпятила грудь дугою:
''Что мне прочих букв семья?
Я сама себе - семь ''Я''!
Для кого-то говорите
''Я'' последней в алфавите?
Я ж, не уронив лица,
Крикну – ''первая с конца!''

Прочитай притчу, которая называется «Я».

Изготовила буква Я себе визитку, где крупно написала:

«Я – ПЕРВАЯ БУКВА В АЛФАВИТЕ»

И ниже, чуть видно, добавила:

«С конца».

Сделала и с тех пор раздает она эти визитки людям.

И что же?

Один даже не обратит на них внимания.

Другой просто возьмет, да выбросит. А третий с уважением примет и непременно позвонит.

Потому что и сам такой без визитки.

бедничество

-Прочитай стихотворение. Подумай, почемуябед не любят?

Сижу, рисую Ябеду,

Противней нет девчонки!
Она, как муха, всем жужжит

В ушные перепонки:
- Сейчас
про вас
я расскажу
Всё худшее на свете:
Что Вовка списывал-

Илье,
Что Гоша - лодырь –
Пете!
О том, что я разбил стекло,
Оповестила деда,

И я стоял потом в углу

До самого обеда!

Она фотографирует

Все шалости на плёнку,

Ох! Нет возможности терпеть

Ябеду-девчонку!

Придумал!!!
Чтобы Ябеда
Немного помолчала,
Я ей закрашу краской рот
И лист начну сначала!

- А как ты думаешь, всегда ли надо скрывать от взрослых некоторые поступки? Приведи пример.

Литература

1.Нравстаенное воспитание младших школьников.- М.:Просвещение, 1975.

2. Ашитков С. Корни добра- М., 1982.

3. Алешина, Л.Г. о вежливости, такте, деликатности…- Л.: 1988

4. Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств.- М.-Л.,2009.

5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: Педагогика, 2006.

6. Лисовский, В.Т. О моде //воспитание школьников.- 1982.- №4.- С.63

7. Сухомлинский, В.А.Родина в сердце /сост. А.И.Сухомлинская, Л.В. Голованов.-М.,1980.

8. О ребятах и зверятах. Стихи для чтения и заучивания наизусть. Сборник. Я.- Академия развития.2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: