Спасение верой

Согласно иудейским толкователем Ветхозаветного Закона, человек спасается скрупулёзным исполнением заповедей – «делами закона». Это считалось достаточным для того чтобы считаться угодным Богу, для спасения.

Спасение – избавление человека от власти греха и обретения им Царствия Небесного - соединения с Богом.

Такой подход приводил к умножению числа обрядовых предписаний, мелочно регламентирующих буквально каждый шаг человека.

Христос говорил по этому поводу (Лк.11:46): «и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них».

Сам Спаситель учил, что человек спасается верой - искренней, живой, глубокой.

Слово «эмуна», которое мы переводим как «вера», на арамейском означает «безоговорочное доверие», «верность» (греч. πίστις, пистис). Это слово в Писании упомянуто 259 раз, в том числе в Ветхом Завете 13 упоминаний (5 %), в то время как в Новом - 246 (95 %). Вспомним евангельские события и тех, к кому обращался Спаситель со словами о спасительности веры:

Начальнику синагоги ( Лк. 8, 48-49): «Когда Он ещё говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет».

Благочестивой женщине ( Мф. 9.2-22): «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спаслатебя. Женщина с того часа стала здорова».

Слепому ( Лк. 18, 35-42): «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идёт. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу».

Блуднице ( Лк. 7, 44- 50): «И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Но не только к благочестивым потомкам Авраама, сынам и дочерям богоизбранного народа обращает Христос слова о спасительности веры. Он говорит об этом:

Самарянину, представителю народа, презираемого иудеями ( Лк. 17, 12-19): «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».

Хананеянке, женщине из коренного языческого населения Палестины, покорённого иудеями (Мф. 15, 22-28):

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

Римлянину, представителю языческого народа, угнетавшего иудеев ( Мф. 8, 5- 13:

«Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвласт­ный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и дру­гому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удиви­лся и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исаа­ком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты ве­ровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

О значении истинной веры Христос неоднократно говорил своим апостолам:

Лк.17,6: «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас».

Мк.11,23: «имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет».

Мк.16,17-18: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Вера делает возможным невозможное с точки зрения здравого человеческого смысла. Отсутствие веры и даже её ослабление ведёт к печальным последствиям:

Мф.14, 24-32: «А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих».

Сравнение жизни с морем широко распространено. Люди знают, что в «житейском море» можно и «утонуть». Чтобы не этого не произошло, нужно вспомнить о Господе и протянуть к Нему руку, моля о помощи.

Приведённые выше евангельские эпизоды позволяют сделать два важных вывода:

Во-первых, соблюдение норм ветхозаветной морали само по себе не приводит автоматически к спасению. Обрядовое благочестие должно сопровождаться живой, искренней, глубокой верой в Господа.

Во-вторых, глубокая, искренняя вера в Господа может привести к спасению даже того, кто не принадлежал к Ветхозаветному народу, не только не соблюдал, но порой и не знал о «делах закона».

Апостол Павел в «Послании галатам» (2, 16) утверждает вообще нечто неслыханное и невозможное для иудеев: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Означают ли эти слова апостола, что для спасения достаточно одной веры? Нет!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow