Одно из центральных мест в системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК занимает оценка речевого развития ребенка. Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного нарушения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых нарушений, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени - это единичные нарушения звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой нарушения артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими нарушениями твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются нарушениями фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).
Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические нарушения могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.
Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в. логопедический кабинет при ПМПК, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).
Обследование школьников с нарушениями чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные нарушения.
Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.
Одной из задач исследований является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеется снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).
В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Основная задача логопеда ПМПК - определить степень речевых нарушений и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленное основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточная сформированность связной речи).
Особенности речевой функции каждого ребенка сопоставляются с показателями обследования других специалистов: психиатров, неврологов, психологов, педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов).