Особенности речевых нарушений

Одно из центральных мест в системе комплексного об­следования детей младшего школьного возраста в ПМПК занимает оценка речевого развития ребенка. Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного нарушения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых нарушений, кото­рые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих наруше­ний. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени - это еди­ничные нарушения звукопроизношения (дислалия), массив­ные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая диза­ртрия). Отдельным речевым диагнозом выступает откры­тая ринолалия, при которой нарушения артикуляции и рез­кий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими нарушениями твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются нарушениями фо­нематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического ана­лиза и синтеза).

Нарушения лексико-грамматического строя проявля­ются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические нарушения могут быть относи­тельно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением уст­ной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.

Основная причина, по которой младшие школьники об­ращаются в. логопедический кабинет при ПМПК, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).

Обследование школьников с нарушениями чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической сто­роны), которая, как правило, имеет те или иные нарушения.

Дизорфография (патологическое усвоение орфографи­ческого навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.

Одной из задач исследований является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеется снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умствен­ная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может соче­таться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения).

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром ос­новного нервно-психического заболевания. Основная задача ло­гопеда ПМПК - определить степень речевых нарушений и ха­рактер их в каждом из таких синдромов. Так, характер­ным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленное основным заболева­нием (умственная отсталость). Речь детей школьного возрас­та с задержкой психического развития или с социально-пе­дагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (труднос­ти словообразования, подбора антонимов и синонимов, за­труднения в понимании лексико-грамматических конструк­ций, недостаточная сформированность связной речи).

Особенности речевой функции каждого ребенка сопо­ставляются с показателями обследования других специа­листов: психиатров, неврологов, психологов, педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопе­дагогов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: