II.1. Асимметричность информации и объем взаимодействий в условиях двусторонней монополии

Рассмотрим двух предпринимателей, во взаимодействии которых возникают взаимные монопольные эффекты. Предприниматель 1 является


поставщиком, а предприниматель 2 – покупателем товара. Предприниматель 2 продает продукцию и конечным потребителям и является монополистом на этом рынке.

 
 
1 предприниматель


с – издержки

р – цена поставки


v – цена продажи

 
 
Конечные потребители продукции


Весь объем обмениваемого товара примем за единицу (поставщик реализует план поставки в соответствие с договором). Цена товара для конечного потребителя составляет v,производственные затраты поставщика – с. Собственные затраты покупателя примем равными 0.

Общий выигрыш от торговли равен (v – с). При цене сделки р, излишек покупателя составит (v – р), излишек продавца – (р – с). В отсутствие торговли излишек равен нулю для обеих сторон.

В начале периода ex post стороны уточняют предварительные договоренности периода ex ante и определяют целесообразность взаимодействия, распределяют интегральный эффект от сделки. Если взаимное соглашение сторонами не достигается, то взаимодействие не осуществляется.

В случае доступности и симметричности информации v и с известны обеим сторонам до совершения сделки. Торговля состоится, если v > с. Стороны договорятся о торговле по цене р из интервала (с, v) в зависимости от соотношения их переговорной силы, так как такое решение для обеих сторон предпочтительнее отсутствия торговли.

Неполнота и асимметричность информации кардинально меняют ситуацию. Эффективный объем торговли может быть не достигнут из-за проблемы установления цены поставок р. Обе стороны хотели бы присвоить выигрыш от торговли – (р – с) и (v – р). Для по­лучения большей доли при асимметричности информации им приходится идти на риск отказа от торговли. Притязания одной из сторон легко могут стать неприемлемыми для другой.

Примем следующие допущения:


– Величина затрат с известна обеим сторонам, но цена v известна только покупателю. Однако поставщик для принятия решения собирает собственную информацию о предполагаемой величине v. Таким образом, цена товара для конечного потребителя представляется ему кумулятивным вероятностным распределением F(v) с плотностью f(v) > 0 на интервале [ v, ] (при F(v) = 0 и F() = 1).

– Предположения продавца предусматривают положительную вероятность наличия выигрыша от торговли (т. е. > с), но эта вероят­ность меньше единицы (т. е. v < с). В этом случае вероятность торговли равна (1 - F(p)).

– Преимущество в переговорной силе в период ex post находится на стороне поставщика и он решает какую цену р назначать. Покупатель может только принять или отклонить цену р. (Покупатель со­глашается, если v > р).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: