II.2. Влияние ситуации двусторонней монополии на объем особенных инвестиций

Рассмотрим ситуацию двусторонней монополии. После заключения принципиального соглашения ex ante одна из сторон может или должна осуществить особые инвестиции для того, чтобы лучше приспособится к выполнению контракта. Величина v и с известна партнерам. Стороны договариваются и торгуют, когда v > с.

Информация об особенных инвестициях одного из партнеров очень часто являются непроверяемой для другого партнера. Этот факт существенно влияет на выбор величины инвестиций. Хотя другая сторона может даже наблюдать за размером особенных инвести­ций до начала торговли, она не согласна компенсировать эти инвестиции за счет эффекта сделки, так как размер инвестиций ею неконтролируется и он не может быть изме­рен и подтвержден третьей стороной, например, посредством судебной процедуры. Поэтому он не согласен вычесть их величину из эффекта от сделки при его распределении.

Исследуем зависимость ex ante особенных инвестиций от ex post деления выигрыша от торговли. Какую часть своих собственных уве­личивающих ценность (сокращающих затраты) инвестиций может покупатель (поставщик) компенсировать?

 
 
1 предприниматель


с – издержки

I – инвестиции

р – цена поставки


v – цена продажи

 
 
Конечные потребители продукции


Допущения модели:

Производственные затраты являются функ­цией инвестиций поставщика: с = с(I) при с'(I) < 0 и с"(I) > 0 (прирост инвестиций снижает затраты в уменьшающейся степени).

Возможная цена продажи товара конечному потребителю v (v > с(0)).

Прибыль (выигрыш от торговли) распределяется поровну межу продавцом и покупателем. Цена поставок р предполагает равное распре-


деление выигрыша от торговли: р(I) = [с(I) + v]/2.

Модель:

I. При­быль поставщика составит:

Объем частных инвестиций определяется из соотношения: с¢(I) = -2.

II. Определим оптимальный объем инвестирования, дающий наибольший экономический эффект снижения издержек и величины выигрыша от торговли.

Оптимальный объем инвестиций определяется из соотношения:

с¢(I) = -1.

Таким образом, сокращение издержек, вызванное особенными инвестициями одной стороны, распределяется между инвестирующей и неинвестирующей сторонами. Это равносильно присвоению части инвестиций стороной, их не осуществлявшей. Сила неинвестирующей стороны основана на угрозе прекращения торговли и превращения особенных инвестиций в бесполезные активы. Такое распределение власти и информации приводят к тому, что объем инвестирования меньше оптимальной величины. Потенциально доступный уровень эффективности производства не достигается.

II.3. Влияния степени специ­фичности активов на объем инвестиций

Модель строится при следующих допущениях.

Производственные затраты являются функ­цией особенных инвестиций поставщика: с = с(I) при с'(I) < 0 и с"(I) > 0. При торговле с особенным поку­пателем прибыль (выигрыш от торговли) распределяется поровну межу продавцом и покупателем.

v – цена продажи продукции конечному потребителю.

Эффект особенных инвестиций максимален при взаимодействии с определенным покупателем. Средние издержки являются функцией особенных инвестиций с = с(I),при с'(I) < 0 и с"(I) > 0.

Возможно проявление эффекта особенных инвестиций при контактах с другими контрагентами из конкурентного окружения покупателя. В этом случае эффект особенных инвестиций проявляется частично. Издержки поставок продукции этим контрагентам определяются зависимостью – с = с(lI), где l – коэффициент проявления эффективности особенных инвестиций во взаимодей-


ствиях с контрагентами из конкурентного окружения покупателя, изменяется в интервале от 0 до 1. При l равной 1, специфичность активов отсутствует и их эффект проявляется полностью во всех взаимодействиях, при l равной 0 – активы полностью специфичны и их эффект проявляется только во взаимодействии с особенным покупателем.

Модель: Наличие ex ante и ex post большого числа покупателей, желающих заплатить цену v за товар, изменяет переговорную силу продавца. При торговле с конкурентным окружением он применяет цену v и получает излишек [ v - с(lI) ]. Это увеличивает его переговорную силу и позволяет ему настоять на учете этого излишка при торговле с особенным покупателем.

Следовательно цена р продажи поставщиком продукции особенному покупателю (при условии равного распределения эффекта от сделки) определяется соотношением: v – p = [p - c(I)] - [v - c(lI)].

Прибыль поставщика: П = v – ½[ c(I)] + c(lI)] - I.

Условие максимизации прибыли поставщика:

[c′(I)] + c′(lI)] = -2.

Наличие конкурентного окружения и возможность получить эффект от инвестиций не только в конкретном взаимодействии создает для поставщика больший стимул для ин­вестиций, чем в отсутствие внешних возможностей. Внешние возможности для поставщика повышают его status quo (несогласие) выплаты и ставят его в луч­шее положение при заключении сделки.

Когда l = 1 (нет специфичности активов) р = v и инвестиции опти­мальны. Когда l = 0 (полная специфичность активов), уровень инвестиции совпадает с ееуровнем в отсутствие внешних возможностей. Инвестиции увеличиваются вместе со снижением уровня их специфичности l.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: