Одна из взаимодействующих сторон может обеспечить принятие совместно оптимального решения другой стороной путем «продажи» ей выигрыша от взаимодействия. В этом случае она получает ожидаемый выигрыш независимо от его фактической величины.
Другая сторона имеет стимул для выбора действия, которое максимизирует ожидаемую величину выигрыша от взаимодействия, так как она составляет его ожидаемый доход. Этот предприниматель становится претендентом на остаток. Он принимает на себя весь риск. Это его вполне устраивает, поскольку он относится к нему нейтрально.
Модель франчайзинга. Прибыль, равную по величине максимальной прибыли интегрированной структуры, в случае взаимодействия двух монополий может быть получена, когда предприниматель 1 использует
двухставочный тариф, T(q) = А + pq. (Т – выручка от реализации продук-
32
ции предпринимателю 2 за период времени; q – объем реализации продукции за период времени; р – текущая цена единицы продукции; А – единовременный трансферт от предпринимателя 2 к предпринимателю 1 (плата за франшизу).
Для максимизации прибыли предпринимателю 1 необходимо установить текущую цену р = с. Предприниматель 2 выберет цену для конечного потребителя vm, максимизируя [(v - c)D(v) – A]. Это решение обеспечивает получение общей прибыли (По) от сделки равной прибыли интегрированной структуры (Пи). По = Пи = [(v - c)D(v). Внешний эффект отсутствует.
Предприниматель 1 получает прибыль: П1 = А
Предприниматель 2 получает прибыль П2 = По – А
Предприниматель 1 может присвоить всю прибыль установив плату за франшизу, равную прибыли вертикальной структуры А = По
Предприниматель 2 является претендентом на остаток. Такую ситуацию можно рассматривать как продажу вертикальной структуры по цене А последующей фирме-монополисту, который является, получателем прибыли.
Двухставочный тариф решает проблемы внешних эффектов в стимулировании сбыта и выборе объема потребляемых ресурсов.
Недостатки франшизы. Предприниматель 2, являясь претендентом на остаточную прибыль, принимает риск хозяйственной деятельности на себя. Если он не склонен к риску или его издержки или конечный спрос не определены, риск становится чрезмерно высоким. В этом случае необходимо сокращение платы за франшизу и повышение цены р сверх издержек с.
Если предприниматель 2 до подписания контракта обладает информацией о затратах розничной торговли или о конечном спросе, которой нет у предпринимателя 1, последнему становится неизвестной прибыль предпринимателя 2. В таких условиях сложно установить такую плату за франшизу, чтобы присвоить прибыль предпринимателя 2. Предприниматель 1 разрабатывать и использовать методы контроля.
В-третьих, когда существуют несколько розничных торговцев, ни один из них не является «претендентом на остаток» в вертикальной структуре, если он покупает ресурс по предельным затратам. Одной только платы за франшизу не достаточно, чтобы получить вертикально интегрированную прибыль.