Модель.Предприниматель 1 производит товар качества s1. Предприниматель 2 производит товар качества s1. s2 > s1. Удельные затраты производства – с одинаковы для обоих уровней качества.
Примем общее число потребителей за 1. При ценовом равновесии каждый потребитель приобретает товар какого-либо одного уровня качества. Потребитель приобретая 1 единицу товара (качества s) по цене р, получает излишек U = θs – р. Параметр θ – склонность потребителя к качеству (параметр вкуса) – равномерно распределен внутри группы потребителей θ >О и θmax = θ +1. Потребительские предпочтения неоднородны, θmax > 2 θ.
Разброс уровня качества Δs = s2 – s1. Денежная оценка разброса уровня качества потребителями с высшей и низшей склонностью к качеству Δmax = θmaxΔs и Δ = θ Δs.
Оба предпринимателя конкурируют за потребителей. Определим уровень цен, обеспечивающий покрытие рынка и его равновесное состояние.
Потребители с высокой оценкой качества θmax покупают товар высокого качества, потребители с низкой оценкой качества θ покупают товар низкого качества. Цена низкокачественного товара должна быть ниже, иначе он не будет приобретаться. Потребитель с параметром θ безразличен к двум торговым маркам в случае, когда θs1 – р1 = θs2 – р2.
D1 (р1,р2) = (р2 – р1)/ Δs – θ;
D2 (р1,р2) = θmax – (р2 – р1)/ Δs.
В равновесии Нэша предприниматели максимизируют прибыли Пi = (рi – с) Di (рi,рj) по цене pi.
Функция реагирования: p1 = R1 (p2) = ½(p2 + c – Δ)
р2 = R2 (p1) = ½(p1 + c – Δmax).
В ходе установления равновесия Нэша цены установятся на уровне:
р1с = с + ⅓(Δmax – 2 Δ) = с + ⅓ Δs (θmax – 2 θ);
р2с = с + ⅓(2Δmax – Δ) = с + ⅓ Δs (2θmax – θ).
р2с > р1с.
Функции спроса:
D1с (р1,р2) = ⅓ (θmax – 2 θ);
D2с (р1,р2) = ⅓ (2θmax – θ).
Прибыль предпринимателей составит:
П1 (s1, s2) = Δs (θmax – 2 θ)2 / 9;
П2 (s1, s2) = Δs (2θmax – θ)2 / 9 /
Предприниматель 2, выпускающий товары высокого качества,
назначает цену выше, чем низкокачественный производитель, и получает больший объем прибыли.
В условиях отсутствия дифференциации конкуренция вынуждает предпринимателей назначить цены на уровне предельных затрат и не получать прибыли. Предприниматели ослабляют конкуренцию путем дифференциации продукции.
Если параметры θ – склонность потребителя к качеству (параметр вкуса) различаются несущественно, т.е. потребительские предпочтения θmax < 2 θ, то состояние равновесия предполагает, что низкокачественная продукция предпринимателя 1 не должна иметь спроса. При высокой степени однородности потребителей интенсивная ценовая конкуренция вытесняет фирму с низким уровнем качества.