III.2. Равновесие вертикальной дифференциации

Модель.Предприниматель 1 производит товар качества s1. Предприниматель 2 производит товар качества s1. s2 > s1. Удельные затраты производства – с одинаковы для обоих уровней качества.

Примем общее число потребителей за 1. При ценовом равновесии каждый потребитель приобретает товар какого-либо одного уровня качества. По­требитель приобретая 1 единицу товара (качества s) по цене р, получает излишек U = θs – р. Параметр θ – склонность потребителя к качеству (параметр вкуса) – равномерно распределен внутри группы потребителей θ и θmax = θ +1. Потребительские предпочтения неоднородны, θmax > 2 θ.

Разброс уровня качества Δs = s2 – s1. Денежная оценка разброса уровня качества потребителями с высшей и низшей склонностью к качеству Δmax = θmaxΔs и Δ = θ Δs.

Оба предпринимателя конкурируют за потребителей. Определим уровень цен, обеспечивающий покрытие рынка и его равновесное состояние.

Потре­бители с высокой оценкой качества θmax покупают товар высокого качества, потребители с низкой оценкой качества θ покупают товар низкого качества. Цена низкокачественного товара должна быть ниже, иначе он не будет приобретаться. Потребитель с параметром θ безразличен к двум торго­вым маркам в случае, когда θs1 – р1 = θs2 – р2.

D112) = (р2 – р1)/ Δs – θ;

D212) = θmax – (р2 – р1)/ Δs.

В равновесии Нэша предприниматели максимизируют прибыли Пi = (рi – с) Diij) по цене pi.

Функция реагирования: p1 = R1 (p2) = ½(p2 + c – Δ)

р2 = R2 (p1) = ½(p1 + c – Δmax).

В ходе установления равновесия Нэша цены установятся на уровне:

р1с = с + ⅓(Δmax – 2 Δ) = с + ⅓ Δs (θmax – 2 θ);

р2с = с + ⅓(2ΔmaxΔ) = с + ⅓ Δs (2θmaxθ).

р2с > р1с.

Функции спроса:

D1с12) = ⅓ (θmax – 2 θ);

D2с12) = ⅓ (2θmaxθ).

Прибыль предпринимателей составит:

П1 (s1, s2) = Δs (θmax – 2 θ)2 / 9;

П2 (s1, s2) = Δs (2θmaxθ)2 / 9 /

Предприниматель 2, выпускающий товары высокого качества,


назначает цену выше, чем низкокачественный производитель, и по­лучает больший объем прибыли.

В условиях отсутствия дифференциации конкуренция вынуждает предпринимателей назначить цены на уровне предельных затрат и не получать прибыли. Предприниматели ослабляют конкуренцию путем дифференциации продукции.

Если параметры θ – склонность потребителя к качеству (параметр вкуса) различаются несущественно, т.е. потребительские предпочтения θmax < 2 θ, то состояние равновесия предполагает, что низкокачественная продукция предпринимателя 1 не должна иметь спроса. При высокой степени однородности потребителей интенсивная ценовая конкуренция вытес­няет фирму с низким уровнем качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: